Защита прав потребителей

Если бюджетная организация вернула деньги в бюджет

Возврат в бюджет неиспользованных субсидий


Важное 14 декабря 2010 г. 14:17 Вербицкая Ю. О., юрист МУ

«Центр бухгалтерского и материально — технического обеспечения муниципальных образовательных учреждений Верх — Исетского района»

Журнал «» № 12, декабрь 2010 г. Государственные и муниципальные учреждения должны будут вернуть в бюджет субсидии, не использованные по итогам финансового года. Речь идет о тех средствах, которые выделены учреждению на цели, не связанные с обеспечением госзадания на оказание государственных услуг.

Правда, иногда такого возврата можно избежать… Новая система финансирования учреждений Со следующего года порядок финансирования бюджетных учреждений меняется. Образованные автономные учреждения и новые бюджетные организации будут финансироваться за счет субсидий.

Из бюджета средства им выделяются на выполнение определенных функций, но не по смете, а в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности и государственным заданием. Так, в пункте 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 1 января 2011 года) указано, что в бюджете предусматриваются субсидии учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Кроме того, в этом же пункте предусмотрена возможность предоставления субсидий автономным учреждениям на иные цели.

С практической точки зрения механизм предоставления субсидий похож на финансирование по смете: точно так же не использованные за финансовый год денежные средства должны быть возвращены в бюджет. Порядок возврата денег в бюджет Если средства, предоставленные учреждению, не будут использованы, их остатки должны быть возвращены в соответствующий бюджет. Такой порядок прописан в Федеральном законе от 8 мая 2010 г.

№ 83-ФЗ. При этом в очередном финансовом году эти остатки средств могут быть предоставлены учреждению на те же цели. Правда, если на то будет принято решение главным распорядителем бюджетных средств.

Конкретный порядок взыскания неиспользованных остатков субсидий утвержден приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 82н (он вступает в силу с 1 января 2011 года).

Данный порядок распространяется на все государственные (муниципальные) учреждения, в отношении которых принято решение о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета. Речь идет о тех средствах, которые выделены учреждению на цели, не связанные с обеспечением госзадания на оказание государственных услуг, то есть на иные цели. Взысканию подлежат неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых не принято решение о том, что у учреждения имеется потребность в направлении данных средств на те же цели в текущем финансовом году.

До 1 июля года, следующего за отчетным годом, учреждение представляет в территориальный орган Федерального казначейства Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными ему.

Остатки целевых субсидий, в отношении которых орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, принял решение о том, что у учреждения имеется потребность в направлении их в текущем финансовом году на те же цели, на которые деньги ранее были выделены, отражаются в графе 5

«Разрешенный к использованию остаток субсидии прошлых лет на начало 20_ _ г.»

Сведений. Если до 1 июля учреждение не представило Сведения в казначейство, остатки целевых субсидий подлежат взысканию: они перечисляются на счет, открытый управлению Федерального казначейства по субъекту РФ.

Впоследствии эти средства перечисляются в доход федерального бюджета.

Важно запомнить Если учреждение не использовало полностью выделенные ему из бюджета средства, остатки таких средств нужно вернуть.

Исключение составляют случаи, когда в отношении учреждения принято решение, что остатки средств будут направлены в новом году на те же цели, на которые деньги были первоначально выделены.

Возврат в бюджет остатков сумм субсидий

Важное 03 ноября 2016 г. 11:50 Автор: Т. Обухова Журнал «» № 11/2016 В случае невыполнения учреждением задания учредителя остаток сумм субсидии должен быть возращен в доход бюджета.

В статье изложен порядок отражения данной операции в учете. Частью 17 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ установлено, что федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного (муниципального) задания.

Аналогичная норма в отношении автономных учреждений установлена п. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях).

Требование о возврате остатков целевых субсидий бюджетными и автономными учреждениями содержится в ч.

18 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ, п. 3.17, 3.18 ст. 2 Закона об автономных учреждениях.

Из них следует, что не использованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий подлежат перечислению бюджетными и автономными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения.

В 2016 году федеральные бюджетные и автономные учреждения до 1 июля должны обеспечить возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий, предоставленных им в 2015 году на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание (выполнение) государственных услуг (работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений (п.

33 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год»). В отношении учреждений субъектов РФ и муниципальных образований такие правила устанавливаются нормативными актами субъектов РФ. В качестве примера такого нормативного акта можно привести Закон Амурской области от 31.08.2007 № 368-ОЗ «О бюджетном процессе в Амурской области», которым установлено, что не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных областным бюджетным и автономным учреждениям из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения ими государственных заданий на оказание (выполнение) государственных услуг (работ), в очередном финансовом году подлежат возврату в областной бюджет в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного задания.

В качестве примера такого нормативного акта можно привести Закон Амурской области от 31.08.2007 № 368-ОЗ «О бюджетном процессе в Амурской области», которым установлено, что не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных областным бюджетным и автономным учреждениям из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения ими государственных заданий на оказание (выполнение) государственных услуг (работ), в очередном финансовом году подлежат возврату в областной бюджет в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного задания. Таким образом, требование о возврате остатка субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя, выдвигается только в случае недостижения учреждением показателей, установленных учредителем в рамках государственного задания.

При этом, если учреждение израсходовало суммы субсидий полностью, а показатели, установленные учредителем, не достигнуты, возврат остатка субсидии производится за счет средств, полученных учреждением от оказания платных услуг. К сведению По мнению Минфина, изложенному в Письме № 02-06-07/19436, возврат в федеральный бюджет остатков сумм субсидий на выполнение государственного задания можно осуществлять как за счет образовавшихся у федеральных бюджетных и автономных учреждений остатков субсидий на выполнение государственного задания, так и за счет других не запрещенных законом поступлений, за исключением средств, предоставленных федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с абз.

2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ и на иные цели.

Заметим, что в отношении возврата остатков сумм субсидий, выделенных из бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов, Минфин придерживается аналогичного мнения. Так, в Письме от 11.04.2016 № 02-04-09/20394 на вопрос о возврате остатков субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям Амурской области на выполнение государственного задания, при недостижении показателей объема услуг (работ) финансовое ведомство ответило: областное бюджетное или автономное учреждение Амурской области должно вернуть в бюджет указанного субъекта РФ средства в размере, соответствующем недостигнутым показателям объема оказанных государственных услуг, установленным в государственном задании, либо за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, либо (в случае отсутствия таких средств) за счет средств, полученных учреждением от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности. В Письме Минфина РФ № 02-06-07/19436 выделено несколько оснований для возврата сумм субсидий в доход бюджета:

  1. возврат остатков сумм субсидий, предоставленных на выполнение задания учредителя, образовавшихся в связи с недостижением учреждением установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ);
  2. возврат остатка неизрасходованных сумм целевых субсидий;
  3. возврат остатка сумм целевой субсидии в случае выявления в ходе проверки нарушений в части расходования средств целевой субсидии.

В бухгалтерском учете операции по возврату остатков сумм субсидий отражаются с применением счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (Письмо Минфина РФ № 02-06-07/19436).

Если учреждение перечислило в 2016 году в доход бюджета остатки сумм субсидий без использования счета 0 303 05 000, по нашему мнению, принимая во внимание положения п.

18 Инструкции № 157н, следует произвести исправительные операции и отразить в учете перечисление суммы субсидии в порядке, рекомендуемом Минфином.

Порядок отражения в учете операций по перечислению сумм субсидий в доход бюджета зависит от основания для их возврата (корреспонденции счетов приведены в соответствии с информацией, изложенной в Письме Минфина РФ № 02-06-07/19436). Содержание операции Дебет Кредит Начислен доход в сумме субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя 130 4 205 31 560 130 4 401 10 130 Поступили денежные средства в форме субсидий (операция совершается на каждое перечисление денежных средств) 510 4 201 11 000 130 4 205 31 000 Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий 130 4 401 10 130 130 2 401 10 130 130 4 303 05 000 130 2 303 05 000 Перечислены остатки сумм субсидий в доход бюджета 130 4 303 05 000 130 2 303 05 000 610 4 201 11 000 310 2 201 11 000 Пример 1 Между медицинским учреждением и учредителем на 2015 год заключено соглашение о выделении учреждению субсидии в размере 700 000 руб.

Учреждение израсходовало субсидию полностью, однако в ходе проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности в 2016 году был выявлен факт неполного выполнения учреждением задания учредителя. Учредитель потребовал вернуть в бюджет средства в размере 50 000 руб.

Поскольку сумма субсидии была потрачена в полном объеме, учреждение исполнило требование учредителя о возврате в бюджет денежных средств за счет средств, полученных им от осуществления приносящей доход деятельности.

В бухгалтерском учете операции по возврату в доход бюджета неизрасходованного остатка субсидии будут отражены следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. 2015 год Начислен доход в сумме субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя 4 205 31 560 4 401 10 130 700 000 Поступили денежные средства в форме субсидии (операция совершается на каждое перечисление денежных средств) 4 201 11 560 4 205 31 660 700 000 2016 год Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания 2 401 10 130 2 303 05 730 50 000 Перечислены остатки суммы субсидии в доход бюджета 2 303 05 830 2 201 11 610 50 000 Содержание операции Дебет Кредит Поступили денежные средства в форме целевой субсидии 510 5 201 11 000 130 5 205 81 000 Начислен доход, поступивший от суммы целевой субсидии, на основании отчета о расходовании целевых средств, подписанного учредителем 180 5 205 81 000 180 5 401 10 180 Отражена сумма задолженности по возврату неиспользованного остатка целевой субсидии 180 5 205 81 000 180 5 303 05 000 Перечислен учредителю остаток неиспользованных целевых сумм 180 5 303 05 000 610 5 201 11 000 Пример 2 У медицинского учреждения по состоянию на 1 января 2016 года имеется остаток средств целевой субсидии в сумме 5 000 руб.

В феврале учреждение перечислило их в доход бюджета, сделав при этом следующую бухгалтерскую запись: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Возвращен неиспользованный остаток целевой субсидии 5 205 81 560 5 201 11 610 5 000 В связи с выходом Письма Минфина РФ № 02-06-07/19436 учреждение оформило бухгалтерскую справку (ф.

0503833) и сделало исправительные записи, отразив в учете возврат суммы субсидии с применением счета 5 303 05 000: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Методом «красное сторно» произведено сторнирование записи, отражающей возврат остатка суммы целевой субсидии 5 205 81 560 5 201 11 610 5 000 Отражена сумма задолженности по возврату неиспользованного остатка суммы целевой субсидии 5 205 81 560 5 303 05 730 5 000 Перечислен учредителю остаток неиспользованных целевых сумм 5 303 05 660 5 201 11 610 5 000 Содержание операции Дебет Кредит Поступили денежные средства в форме целевой субсидии 510 5 201 11 000 130 5 205 31 000 Начислен доход, поступивший от сумм целевых субсидий, на основании отчета о расходовании целевых средств, подписанного учредителем (операция совершается на полный объем израсходованных и отраженных в отчете сумм субсидий) 180 5 205 81 000 180 5 401 10 180 Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков сумм неиспользованных субсидий, при расходовании которых были допущены нарушения 130 2 401 10 130 180 2 303 05 730 Перечислены в доход бюджета суммы остатков средств 130 2 303 05 000 610 5 201 11 610 Пример 3 В автономном медицинском учреждении проведена проверка целевого расходования средств целевой субсидии в 2014 – 2016 годах.

По итогам проверки было выявлено нецелевое использование средств субсидии, выделенной учреждению в 2015 году, в размере 150 000 руб.

Расходы, не принятые к зачету, были восстановлены и возвращены в доход бюджета.

Поскольку средства субсидии были израсходованы полностью, восстановление расходов происходило за счет средств, полученных учреждением от оказания платных услуг. В бухгалтерском учете ситуация, описанная в примере, будет отражена так: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Сторнированы операции по расходам, не принятым к зачету (операции совершаются методом «красное сторно»): – по сумме начисленных расходов 5 401 20 ххх 5 302 хх 730 (150 000) – по сумме оплаченных расходов 5 302 хх 830 5 201 11 610 (150 000) Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков сумм неиспользованных субсидий, при расходовании которых были допущены нарушения 2 401 10 130 2 303 05 730 150 000 Расходы, произведенные учреждением за счет средств целевых субсидий, отнесены на расходы, совершаемые им в рамках приносящей доход деятельности 2 401 20 ххх 2 302 хх830 2 302 хх 730 2 304 06 730 150 000 150 000 Перечислены в доход бюджета суммы, подлежащие восстановлению 2 303 05 830 2 201 11 610 150 000 * * * В заключение отметим, что бюджетные и автономные учреждения в случаях, установленных ч. 17 и 18 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ, п. 3.17 и 3.18 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, перечисляют в доход бюджета остатки средств субсидий.

Возвращаются остатки не только сумм неизрасходованных целевых субсидий, но и сумм субсидий:

  1. предоставленных на выполнение задания учредителя, образовавшихся в связи с недостижением учреждением установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ);
  2. в случае выявления в ходе проверки нарушений в части расходования средств целевых субсидий.

Операции по возврату средств в доход бюджета отражаются с помощью счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Бухгалтерские записи по отражению таких операций приведены в Письме Минфина РФ № 02-06-07/19436.

[1] Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

.

Как проводится возврат субсидий в бюджет

10686 Государственные структуры, ответственные за разработку регламента предоставления субсидий, перечислены в ст.

78.1 БК РФ. Учреждения могут получать субсидированные им ресурсы для выполнения определенных государственных заданий или достижения конкретных целей.

В первом случае организация обязуется по итогам финансового периода отчитаться в использовании выделенных ей средств и степени готовности задания. При наличии законодательно утвержденных условий невостребованные средства должны быть возвращены в бюджет. Вопрос: Если учреждение не выполнило задание в части достижения показателей объема или качества услуг (работ), у него должны остаться неизрасходованные средства субсидии, которые следует вернуть в бюджет.

За счет каких средств следует это делать учреждению в случае полного расходования суммы субсидии? Субсидии, выделенные для реализации плана по госзаданию, могут быть израсходованы по результатам года частично. Остаток средств направляется обратно в бюджет или переносится на новый финансовый год.

Для продления срока пользования деньгами необходимо соблюсти главное условие – выполнить задание. СПРАВОЧНО! П. 17 ст. 30 закона №83-ФЗ от 8 мая 2010 г.

разрешает считать госзадание выполненным, если отклонения в достижении показателей не имеют существенного значения. При несоответствии значений достигнутых показателей уровню заявленных остаток сумм субсидий подлежит возврату в бюджет. Вопрос: Как отразить в учете организации получение субсидии из бюджета субъекта РФ на модернизацию полностью самортизированного в бухгалтерском и налоговом учете объекта основных средств (ОС) и возврат неиспользованной части полученной субсидии в текущем отчетном году?

Целевые субсидии взыскиваются в бюджет при наличии одной из двух ситуаций:

  1. ресурсы не были израсходованы;
  2. деньги были потрачены, но с нарушением их целевого предназначения.

Во втором случае надо будет вернуть ту сумму средств, которую использовали вразрез поставленным изначально целям. Правовые нормы систематизированы в Письме, изданном Минфином 1 апреля 2016 г., № 02-06-07/19436. Как учесть ? Неиспользованные остатки выделенных средств в рамках программы субсидирования могут быть возвращены в бюджет или продолжать расходоваться в следующем году.

Для получения разрешения дальнейшего пользования ресурсами надо получить положительное решение от соответствующего государственного органа. Важным условием сохранения выделенных денег выступает необходимость в их освоении в полной сумме и актуальность запланированных мероприятий в грядущем финансовом году. Цели расходования не должны быть изменены – они остаются прежними.

ВАЖНО! Взыскание субсидированных средств производится через органы казначейства, которые зачисляют возвращаемые остатки в бюджет соответствующего уровня.

Даты возврата средств и порядок реализации этой операции утверждаются региональными и местными нормативными актами. Схема определения объема денег, подлежащих взысканию, представлена несколькими этапами:

  • До 1 июля в следующем финансовом годовом периоде за учреждением закреплена обязанность представлять в отделение казначейства, в котором открыт для целевого финансирования лицевой счет, форму 0501016. Этот документ отражает информацию об операциях, производимых в рамках освоения средств целевого субсидирования. Отчет утверждается органом, обладающим функциями и набором прав учредителя. Суммы, допущенные к освоению в следующем финансовом периоде на прежние цели, указываются в графе 6. Приводимые числовые значения должны быть предварительно согласованы с учредителем.
  • При отсутствии в казначействе по состоянию на вечер 30 июня отчета формы 0501016 от конкретного учреждения с его лицевого счета остатки субсидий переводятся в бюджет. Дата совершения операции будет соответствовать первому рабочему дню в июле.

Проверка целевого использования средств субсидирования нужна государственным структурам для своевременного выявления нарушителей бюджетного процесса и остановки их незаконной деятельности на начальном этапе.

Для решения этой задачи и предотвращения финансовых махинаций применяется система контрольных проверок.

Одним из ее элементов является акт проверки на соответствие направлений расходования средств заявленным целям.

В проверочных актах указывается комплекс данных:

  1. обоснование необходимости инициации проверочных мероприятий;
  2. сопоставление целей, заявленных на этапе согласования необходимости выделения финансирования, с направлениями произведенных по факту расходов;
  3. общая информация об организации, получившей целевое финансирование в форме субсидии, деятельность которой нуждается в проверке;
  4. сведения, идентифицирующие инспекторов, проводящих контрольные действия;
  5. нормативная база;
  6. признание использования денег целевым или нецелевым.
  7. направления трат, которые были согласованы с органом, выплачивающим деньги по субсидии в пользу учреждения-получателя;
  8. список фактических расходов по субсидии;
  9. перечисляются документы, послужившие основанием для выделения бюджетных ресурсов конкретному предприятию;
  10. круг вопросов, ответы на которые должны найти проверяющие лица;
  11. оценка эффективности осуществленных мероприятий;
  12. тематика проверки;

При обнаружении нарушений в форме нецелевого расходования бюджетного ресурса на должностных и юридических лиц будет наложено административное наказание по ст. 15.14 КоАП РФ. Выделенную ранее субсидию учреждение должно будет вернуть в бюджет, предоставивший деньги.

Возврату подлежит не только сумма остатка, но и те средства, которые были потрачены с нарушением условий соглашения. При образовании остатков от целевых субсидий, которые были предоставлены учреждению в предыдущем периоде, невостребованные суммы должны быть возвращены на счета бюджета.

Порядок отражения таких операций описан в Письме Минфина от 1 апреля 2016 г. №02-06-07/19436. Алгоритм действий направлен на реализацию таких этапов:

  • Определение фактического объема остатка средств, которые остались неиспользованными по целевым программам в закончившемся финансовом периоде.
  • Перечисление средств на казначейский счет бюджета.
  • Отражение субсидированных ресурсов в сумме их остатка, подлежащего возврату или взысканию в бюджет, в составе задолженности.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Предприятие, не использовавшее в полном объеме целевую субсидию, должно вернуть остаток в текущем периоде. Если этого не будет сделано, сумма будет взыскана принудительно в следующем году. При самостоятельном возврате неизрасходованных ресурсов до даты окончания текущего финансового срока бюджетное учреждение отражает операцию корреспонденцией между Д5.205.81.560 и К5.201.11.610.

Кредитуется и 17 счет забалансового типа (по КОСГУ 180).

Автономные организации в учете формируют такие записи:

  1. в забалансовом учете К17 (по КОСГУ 180).
  2. Д5.205.80.000 – К5.201.11.000;

В ситуациях с переходом остатков на новый финансовый год эти суммы должны быть показаны не только проводками, но и в отчетной документации.

Точный объем остатков денег по этому виду финансирования надо отразить в балансовой форме 0503730 и занести в финансовые результаты бланка 0503721.

В отчете для обобщения информации об исполнении плана по ФХД унифицированной формы 0503737 данные приводятся в соответствии с нормами Приказа Минфина от 25 марта 2011 г. № 33н. Остатки средств из числа целевого субсидирования, осуществленного в прошлых периодах, заносятся в третий раздел в ячейку по строке 592.

Характерная особенность – значение суммы вписывается со знаком «минус». Данные дублируются в графе по строку 910, которая находится в 4 разделе отчета. В учетной документации бюджетные организации формируют записи:

  1. между Д5.205.81.560 и К5.303.05.730 – проводка составляется в момент начисления задолженности перед бюджетом по нереализованному возврату средств из полученного в прошлом году объема субсидий;
  2. при перечислении остатков через казначейство средства будут зачислены в доход определенного уровня бюджета, отправитель остатков оформляет операцию через дебетование 5.303.05.830 и кредитование 5.201.11.610, по кредиту будет проходить сумма и в забалансовом 18 счете (по КОСГУ 610).

Для автономных учреждений обязательство по перечислению субсидий целевого типа в сумме их остатка с прошлых лет отражается корреспонденцией с участием Д5.205.80.000 и К5.303.05.000.

После перевода средств этот факт фиксирует дебетовый оборот по 5.303.05.000 и кредитовое движение по 5.201.11.000, кредитование на сумму операции 18 счета забалансового типа (по КОСГУ 610).

В данных бухгалтерского учета распределение целевых субсидий на счетах производится с учетом их предназначения:

  1. по КФО 6 отражаются операции по субсидиям, выделенным на капитальные вложения.
  2. по КФО 5 показываются суммы субсидий для других целей;

Организация зафиксировала остаток субсидии за прошлый период в сумме 85 000 руб. Получатель денег заявил о необходимости выделения средств на эти же цели и в новом году.

С учредителем был согласован объем финансирования в 44 000 руб.

Эти средства остаются у предприятия, а разница между остатком и обновленным размером субсидии в рамках нового финансирования должна быть возвращена на счета бюджета. В учете комплекс операций будет отражен через такие корреспонденции:

  1. Д 6.205.81.560 – К 6.303.05.730 с указанием суммы 85 000 руб. при отражении остатков за прошлые годы;
  2. Д 6.303.05.830 – К 6.201.11.610 – при перечислении сумм взыскания.
  3. Д 6.303.05.830 – К 6.205.81.660 в размере 44 000 руб. – этой проводкой задолженность перед бюджетным органом была скорректирована в сторону уменьшения для уточнения остатка, подлежащего возврату;

Возврат учреждению прошлогодних долгов: как отразить в учете?

Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «» Нередки случаи, когда учреждениям в начале года поступают средства в погашение прошлогодних долгов, возникших, например, при расчетах с поставщиками, подрядчиками, исполнителями работ и услуг, подотчетными лицами, а также в результате излишне перечисленных платежей в бюджет. В данной публикации рассмотрим порядок отражения в учете операций по возврату дебиторской задолженности прошлых лет для каждого типа учреждения.

Поступившую казенному учреждению сумму в погашение дебиторской задолженности прошлых лет необходимо вернуть в бюджет. Дебитор может перечислить сумму долга непосредственно в доход соответствующего бюджета либо на казенного учреждения (получателя бюджетных средств). В последнем случае учреждение должно будет в течение пяти рабочих дней после отражения соответствующего поступления на лицевом счете направить указанные средства в доход соответствующего бюджета бюджетной системы(п.

2.5.6 Порядка, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н). Согласно п. 9.3.6 Порядка № 209н поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по расходам, сформированной получателем бюджетных средств, относятся на подстатью 136

«Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет»

КОСГУ. Правила отражения в бюджетном учете операций по возврату прошлогодних долгов будут зависеть от того, на какой счет поступили средства (на счет получателя бюджетных средств или на счет учета доходов бюджета), а также от закрепленных за казенным учреждением полномочий.

На основании Инструкции № 162н в бюджетном учете отразятся следующие бухгалтерские записи: Содержание операции Дебет Кредит Пункт Инструкции № 162н В учете администратора кассовых поступлений в бюджет Зачислены доходы в счет погашения дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет администратора дохода 1 210 02 136 1 206 хх 66х 1 208 хх 667 1 209 36 66х 1 303 05 731 80, 86, 91 Перечислена с лицевого счета получателя средств прошлых лет на лицевой счет администратора дохода 1 210 02 136 1 304 05 ххх 111 В учете администратора по начислению и учету платежей в бюджет Отражены расчеты с администратором кассовых поступлений в бюджет по начисленным учреждением доходам от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, оформленные на основании извещения (ф. 0504805) 1 304 04 ххх 1 303 05 731 104 Перечислены в доход бюджета суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет на основании полученного от администратора кассовых поступлений в бюджет извещения (ф.

0504805) 1 303 05 831 1 206 хх 66х 1 208 хх 667 1 209 36 66х 1 303 05 731 104 У бюджетных (автономных) учреждений не возникает обязанности по перечислению в доход бюджета сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшихся:

  1. за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ);
  2. в рамках приносящей доход деятельности ( ГК РФ).

Поступившие суммы зачисляются на лицевой счет учреждения и используются в зависимости от потребности учреждения в рамках выполнения государственного (муниципального) задания либо приносящей доход деятельности с обязательным уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности (ФХД).

Денежные средства, поступившие при погашении дебиторской задолженности прошлых лет по расходам, источником финансирования которых являются целевые субсидии или субсидии на капитальное строительство, подлежат возврату в соответствующий бюджет (п.

2 Общих требований к порядку взыскания в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 82н). Однако если учреждение подтвердит свою потребность в указанных средствах и согласует ее с учредителем, то сумму поступившей дебиторской задолженности можно будет использовать в текущем году на аналогичные цели, в соответствии с измененным планом ФХД.

Однако если учреждение подтвердит свою потребность в указанных средствах и согласует ее с учредителем, то сумму поступившей дебиторской задолженности можно будет использовать в текущем году на аналогичные цели, в соответствии с измененным планом ФХД. Согласно п. 62.4.1 Порядка № 85н поступления бюджетным (автономным) учреждениям от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным им расходам относятся на статью аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510.

В соответствии с положениями инструкций № 174н, 183н в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит Обоснование Отражены поступления от возврата сумм дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление ранее произведенных расходов (авансовых выплат) прошлых лет) 0 201 11 510 Забалансовый счет 17 1 206 хх 66х 1 208 хх 667 1 209 34 66х 1 303 05 731 Пункт 72 Инструкции № 174н, п. 72, 77 Инструкции № 183н 0 201 21 510* Забалансовый счет 17 Отражена задолженность перед бюджетом в сумме восстановленной дебиторской задолженности за счет субсидий (потребность в которых не подтверждена учредителем): Указанные корреспонденции счетов требуется согласовать с учредителем (финорганом) и закрепить в учетной политике – на иные цели 5 401 10 152 5 303 05 731 – на цели осуществления капитальных вложений 6 401 10 162 6 303 05 731 Перечислена в доход бюджета сумма восстановленной дебиторской задолженности за счет субсидий: Пункт 93 Инструкции № 174н, п.

73, 78 Инструкции № 183н – на иные цели 5 303 05 731 5 201 11 610 Забалансовый счет 18 5 201 21 610* Забалансовый счет 18 – на цели осуществления капитальных вложений 6 303 05 731 6 201 11 610* Забалансовый счет 18 6 201 21 610 Забалансовый счет 18 * Данный счет применяется автономными учреждениями. * * * Доходы от возврата дебиторской задолженности прошлых лет казенные учреждения перечисляют в бюджет. Бюджетные и автономные учреждения вправе использовать полученные средства в соответствии с планом ФХД.

Как бюджетникам провести в 1С возврат дебиторки прошлых лет

В рабочей практике бухгалтера не редко возникают ситуации, когда в текущем году поступают средства в счет погашения дебиторской задолженности, возникшей при оплате авансов поставщикам, подрядчикам, при выдаче подотчетных сумм, а также в результате излишне перечисленных платежей в бюджет. Рассмотрим порядок отражения хозяйственных операций по возврату дебиторской задолженности прошлых лет в бюджетных и казенных учреждениях. Возможно расходование поступивших средств (возврат дебиторской задолженности), если источниками являлись:

  1. средства от субсидий целевого назначения. Обязательное условие — решения учредителя.
  2. доходы от платной деятельности;
  3. средства из субсидии на выполнение государственного задания;

Во всех этих ситуациях средства от возвращения дебиторской задолженности за прошлые года зачисляются на лицевые счета бюджетного учреждения.

Порядок отражения утверждается финансовым органом, Федеральным казначейством или финансовым органом отдельного субъекта РФ, при условии, что учреждение у него обслуживается.

Операции поступления на лицевой счет бюджетного учреждения указанные сумм дебиторской задолженности в учете отражают по таким же аналитическим разрезам, по которым она была образована. Значение выбирается в зависимости от того, по какому коду был отражен расход. При этом одновременно с увеличением оборота по дебету счета 201 «Денежные средства учреждения» необходимо сделать запись на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств» или 18 «Выбытия денежных средств».

Операции поступления дебиторской задолженности прошлых лет от возврата ранее перечисленного аванса поставщику за счет субсидии на выполнение государственного задания отражается корреспонденциями: 1) Дт 4 209.34 Кт 4 206.ХХ — выставлено требование вернуть аванс. 2) Дт 4 201.11 Кт 4 209.34 — поступили средства на лицевой счет учреждения. Дт 17.01 Если государственное задание выполнено учреждением не в полном объеме, то часть полученной субсидии необходимо вернуть распорядителю.

Операции по возврату на счет бюджета неиспользованной суммы субсидий прошлых лет отражаются корреспонденциями: 1) Дт 4 205.82 Кт 4 303.05 — начислена суммы для возврата на счет бюджета остатка субсидии на выполнение государственного задания; 2) Дт 4 303.05 Кт 4 201.11 — перечислен остаток субсидии Кт 18.01 Рассмотри случай получения и в неполном объеме расходования сумм субсидий на иные цели, предусмотренные Соглашением между учреждением и учредителем. Такие средства подлежат возврату. Операции по возврату неиспользованной субсидии на иные цели отражаются корреспонденциями: 1) Дт 5 401.40 Кт 5 303.05 — начисление к возврату в бюджет 2) Дт 5 303.05 Кт 5 201.11 — перечислены учредителю средства Для казенных учреждений при поступлении дебиторской задолженности сумма в полном объеме подлежит возмещению в доход соответствующего бюджета.

Возврат следует осуществить в течение 5 рабочих дней с даты поступления. Отражение операций в учете зависит от того, наделено ли учреждение полномочиями администратора доходов или нет.

Формирование корреспонденций в бюджетном определено требованиями Инструкций, утвержденных приказами Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н (далее соответственно Инструкции № 157н и Инструкции № 162н). Согласно Инструкции № 157н для учета отражения сумм расчетов по предварительным оплатам, которые не были возвращены контрагентом, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным используется счет 209 30 «Расчеты по компенсации затрат».

Обратите внимание, что случаи его применения перечислены в нормативном акте, это в том числе:

  1. предъявление требования по возврату дебиторской задолженности иному лицу.
  2. расторжение договора или иных соглашений, в том числе по решению суда;
  3. проведение претензионных мероприятий в отношении контрагента;

Казенное учреждение используется счет 209 00 еще и в случаях, когда оно наделено полномочиями администратора кассовых поступлений.

Доходы от возврата дебиторской задолженности администраторы относят на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» как компенсацию затрат государства.

Когда контрагент решает самостоятельно и добровольно вернуть учреждению долг, для его отражения используются счета, на которых эта задолженность была отражена:

  1. 303 00 «Расчеты по платежам в бюджет».
  2. 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами»;
  3. 206 00 «Расчеты по выданным авансам»;

А вот Инструкция № 162н регламентирует состав корреспонденций для отражения операций поступления денежных средств на восстановление ранее произведенных расходов (авансовых выплат) в погашение дебиторской задолженности. Если казенное учреждение не является администратором доходов, перечисление сумм дебиторской задолженности в доход бюджета отражается согласно п.

104 Инструкции № 162н. При обращении к ней, можно увидеть, что учреждение учитывает расчеты с администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, с применением счета 304.01 «Внутриведомственные расчеты по доходам».

Рассмотрим, как отразить данные операции в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения», версии 1.0. Поступление (выбытие) денежных средств на лицевой счет учреждения осуществляется на основании Выписки из лицевого счета получателя бюджетных средств и Приложения к выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств. Для подтверждения дебиторской задолженность может быть использован документ Акт сверки взаиморасчетов.

Для отражения возврата дебиторской задолженности в казенном учреждении, которая возникла в прошлом году необходимо воспользоваться документом «Кассовое поступление» доступ к которому организован на вкладке «Казначейство, Банк». Для создания нового документа необходимо в списке документов нажать кнопку «Добавить».
Для создания нового документа необходимо в списке документов нажать кнопку «Добавить». Далее необходимо выбрать вид операции

«Погашение дебиторской задолженности по выданным авансам»

.

Поле реквизита «Учреждение» заполняется по умолчанию.

Далее необходимо указать лицевой счет, на который будет осуществлен зачет дебиторской заложенности, заполнить данные о контрагенте в соответствующем поле (выбором из выпадающего списка) и указать договор. Табличная часть документа имеет три вкладки: «Бухгалтерские записи», «Реквизиты документа» и «Чек ККМ».

На первой закладке в шапке следует выбрать в поле «Счет дебета» — 304.05, заполнить строки всеми необходимыми реквизитами и провести. По данной хозяйственной операции будут сформированы следующие проводки: Обратите внимание, в документ была добавлена специализированный флаг «Возврат прошлых лет», при установке которого помимо проводок на балансовых счетах добавляется проводка по забалансовому счету ВПЛ.ХХ «Возвраты прошлых лет».

Перечисление суммы дебиторской задолженности прошлых лет в бюджет оформляется документом «Кассовое выбытие» из меню «Казначейство/Банк».

Для корректного формирования бухгалтерской записи в шапке документа выбирается Операция — «Прочие перечисления», а также указываются «Лицевой счет» и «Контрагент».

На закладке «Бухгалтерские записи» выбирается счет кредита — 304.05, в табличной части документа указываются: «КФО», «КПС», «КЭК», сумма, «Дт счета» и др. Зачисление сумм дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета оформляется документом «Операция (бухгалтерская)» из меню «Бухгалтерский учет». В строке табличной части документа необходимо указать следующее: «(Дт) Счет» — 304.04, «(Дт) КПС» — необходимый элемент справочника вида «КДБ», «(Дт) КЭК» (это субконто 1 счета 304.04), «(Дт) Субконто 2» — администратора кассовых поступлений, «(Кт) Счет» — 303.05, «(Кт) КПС» — необходимый элемент справочника вида «КДБ», «(Кт) Субконто 2» — вид платежа в бюджет и сумму.

Материалы : , Теги:

  1. , старший бухгалтер-консультант Линии консультаций

БК РФ Статья 242.

Завершение текущего финансового года

  1. Статья 242. Завершение текущего финансового года

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу (в ред. Федерального от 26.04.2007 N 63-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции) 1.

Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в настоящей статьи.Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с требованиями настоящей статьи.(в ред. Федерального от 26.07.2019 N 199-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)2.

Завершение операций органами Федерального казначейства по распределению в соответствии со настоящего Кодекса поступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и их зачисление в соответствующие бюджеты производится в первые пять рабочих дней текущего финансового года.

Указанные операции отражаются в отчетности об исполнении бюджетов отчетного финансового года.КонсультантПлюс: примечание.О выявлении конституционно-правового смысла п.

3 ст. 242 см. КС РФ от 18.07.2018 N 33-П.3. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий казначейское обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета.(в ред. Федерального от 27.12.2019 N 479-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)4. Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.5.

Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.(в ред.

Федеральных законов от 22.10.2014 , от 14.11.2017 , от 27.12.2019 )(см.

текст в предыдущей редакции)Абзац утратил силу. — Федеральный от 09.04.2009 N 58-ФЗ.(см.

текст в предыдущей редакции)Принятие главным администратором средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда решения о наличии (об отсутствии) потребности в указанных в настоящего пункта межбюджетных трансфертах, не использованных в отчетном финансовом году, а также их возврат в бюджет, которому они были ранее предоставлены, при принятии решения о наличии в них потребности осуществляются не позднее 30 рабочих дней со дня поступления указанных средств в бюджет, из которого они были ранее предоставлены, в соответствии с отчетом о расходах соответствующего бюджета, источником финансового обеспечения которых являются указанные межбюджетные трансферты, сформированным и представленным в порядке, установленном главным администратором средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда.(абзац введен Федеральным от 22.10.2014 N 311-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 , от 03.07.2016 , от 28.12.2017 )(см. текст в предыдущей редакции)В соответствии с решением главного администратора средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, межбюджетных трансфертах бюджетам государственных внебюджетных фондов, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, не использованных в отчетном финансовом году, согласованным с соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом в определяемом ими порядке, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в текущем финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.(в ред.

Федеральных законов от 03.07.2016 , от 14.11.2017 , от 28.12.2017 , от 27.12.2019 )(см.

текст в предыдущей редакции)Порядок принятия решений, предусмотренных настоящего пункта, устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, регулирующими порядок возврата межбюджетных трансфертов соответственно из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.(абзац введен Федеральным от 03.07.2016 N 345-ФЗ; в ред. Федерального от 28.12.2017 N 434-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом с соблюдением , установленных Министерством финансов Российской Федерации.(в ред.

текст в предыдущей редакции)В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом с соблюдением , установленных Министерством финансов Российской Федерации.(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 , от 09.04.2009 , от 29.12.2015 , от 14.11.2017 , от 27.12.2019 )(см. текст в предыдущей редакции)Взыскание неиспользованных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, осуществляется в , установленном Министерством финансов Российской Федерации.5.1.

Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации для оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации подлежат увеличению сверх объемов, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год, в пределах не использованных по состоянию на 1 января текущего финансового года субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, возвращенных в доходы федерального бюджета и не учтенных при утверждении общего объема доходов федерального бюджета.(п. 5.1 введен Федеральным от 18.07.2017 N 178-ФЗ; в ред. Федерального от 28.12.2017 N 434-ФЗ)(см.

текст в предыдущей )6. Финансовый орган устанавливает обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года.7. Допускается наличие на конец текущего финансового года средств, размещенных в соответствии с настоящим Кодексом на банковских депозитах и депозитах в государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», а также средств по другим операциям по управлению остатками средств на едином счете бюджета.(п. 7 введен Федеральным от 24.11.2008 N 205-ФЗ; в ред.

Федеральных законов от 29.12.2015 , от 14.11.2017 , от 28.11.2018 )(см. текст в предыдущей редакции)8.

Остатки средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) в иностранной валюте, образовавшиеся на 1 января текущего финансового года на счетах, открытых соответствующему финансовому органу в уполномоченной организации или другой специализированной организации, выполняющей функции генерального агента (агента) Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по обслуживанию государственных внешних долговых обязательств, не подлежат перечислению на единый счет соответствующего бюджета и используются в первой декаде января текущего финансового года для осуществления перечислений.(п.

8 введен Федеральным от 07.05.2013 N 104-ФЗ; в ред.

Федерального от 27.12.2019 N 479-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)9.

Остатки средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, не использованные получателями бюджетных средств, находящиеся на специальных счетах, открытых в соответствии с условиями соглашений с международными финансовыми организациями, не подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета и подлежат использованию ими в текущем финансовом году на те же цели.(п.
Остатки средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, не использованные получателями бюджетных средств, находящиеся на специальных счетах, открытых в соответствии с условиями соглашений с международными финансовыми организациями, не подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета и подлежат использованию ими в текущем финансовом году на те же цели.(п. 9 введен Федеральным от 07.05.2013 N 104-ФЗ) Открыть полный текст документа Ст.

Вам также может понравиться...