Другое

Как узнать о проверке роспотребнадзора

Контрольные мероприятия Роспотребнадзора: к чему нужно быть готовым


Анонсы 6 июля 2021 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. 16 июня 2021 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

26 марта 2021 В связи с введением в апреле прошлого года моратория на проведение абсолютного большинства плановых проверок предпринимателей (на основании ; соответствующий запрет действовал до конца 2020 года) значительное их число было исключено из сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и ИП, который, напомним, ежегодно формируется Генеральной прокуратурой РФ (ознакомиться с ним можно на ее официальном сайте в разделе «Сводный план проверок»). Так, только из московского сегмента плана, по данным прокуратуры Москвы, было исключено более 5800 мероприятий. Другие контрольно-надзорные мероприятия, в том числе, разумеется, внеплановые проверки по фактам причинения вреда жизни и здоровью граждан или угрозы причинения такого вреда, в целях проверки исполнения выданных предписаний о принятии мер по устранению нарушений и др., проводились, и, как отмечают представители бизнес-сообщества, самым активным надзорным органом был Роспотребнадзор.

Что неудивительно, учитывая, что к его компетенции относится санитарно-эпидемиологический надзор. Сотрудники ведомства имеют право, в частности, беспрепятственно посещать и обследовать территории, помещения и другие объекты в целях проверки соблюдения ИП, руководством организаций и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на этих объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (; далее – Закон № 52-ФЗ).

Как сообщил в ходе состоявшегося позавчера на площадке ИД «Коммерсантъ» онлайн-семинара начальник отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и средой обитания человека Управления Роспотребнадзора по Москве Алексей Худобородов, за прошлый год управление провело 19 133 таких мониторинговых обследования, в том числе на предмет соблюдения хозяйствующими субъектами «антиковидных» требований (почти половина обследованных объектов – торговые предприятия: 24,4% – продовольственные магазины, 20,7% – объекты непродовольственной торговли). Для сравнения: число плановых проверок, проведенных управлением, составило 671, внеплановых – 1877, и это, в свою очередь, значительно меньше, чем годом ранее: в 2020 году было проведено 1849 и 4976 проверок соответственно. По результатам мониторинговых обследований было вынесено 7906 предписаний, причем не только хозяйствующим субъектам, но и префектурам Москвы, и департаментам московского правительства.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке В этом году плановые проверки проводятся, хотя и с некоторыми ограничениями – они перечислены в (далее – Постановление № 1969). В частности, закреплено общее правило о непроведении плановых проверок субъектов малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр МСП.

Исключения из этого правила сделаны, например, для организаций и ИП, деятельность или используемые производственные объекты которых относятся к категориям чрезвычайно высокого или высокого риска, I, II или III классу опасности опасных производственных объектов, для тех субъектов малого предпринимательства, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении наказания за грубое административное правонарушение и др. (). Часть особенностей проведения плановых проверок в 2021 году обусловлена Федерального закона от 31 июля 2020 г.

№ 248-ФЗ «» (далее – Закон № 248-ФЗ), соответственно, действовать они начнут с момента вступления его в силу – с 1 июля текущего года.

Однако поскольку до указанной даты контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в привычном режиме – на основании Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «» (далее – Закон № 294-ФЗ), а порядок проведения Роспотребнадзором некоторых мероприятий и вовсе регулируется другими законами, целесообразно обозначить несколько важных нюансов, которые помогут подготовиться к проверкам или иным надзорным мероприятиям ведомства.

Во-первых, поскольку в контрольно-надзорной деятельности уже несколько лет применяется риск-ориентированный подход (, ), не стоит забывать о праве предпринимателей подать в контролирующий (надзорный) орган заявление об изменении присвоенных ранее его деятельности или используемым производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора). Данное заявление должно быть рассмотрено органом контроля (надзора) в течение 15 рабочих дней с даты его поступления, по результатам рассмотрения выносится решение либо об удовлетворении требования об изменении категории или класса опасности, что, соответственно, повлияет на частоту плановых проверок, либо об отказе в его удовлетворении (). Такой отказ, разумеется, должен быть обоснованным.

Во-вторых, следует иметь в виду, что при проведении проверок в рамках ряда видов государственного контроля (надзора) должны использоваться проверочные листы – списки контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении проверяемым субъектом обязательных требований, составляющих предмет проверки ().

В части государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого Роспотребнадзором, такие проверочные листы для проведения плановых проверок предприятий общественного питания, предприятий торговли, парикмахерских, салонов красоты, соляриев.

Кроме того, стоит помнить, что вне зависимости от предмета проверки в случае обнаружения сотрудниками Роспотребнадзора данных, указывающих на совершение проверяемым субъектом правонарушения, возбуждается дело об административном правонарушении ().

Так как одним из оснований проведения внеплановой проверки является выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований (, ), нелишним будет привести примеры таких индикаторов. К ним, как отметил Алексей Худобородов, относятся, в частности:

  1. несоответствие качества воды в зоне рекреации утвержденным параметрам. Оно может быть следствием неисполнения балансодержателем обязательных требований по осуществлению производственного контроля, очистке дна, своевременному сбору и вывозу отходов либо же природных факторов;
  2. выявление в ходе обследования, проводимого на основании жалобы, источника шума, субъективное ощущение запаха близи нормируемых территорий (жилых кварталов, лечебно-профилактических учреждений, детских, спортивных площадок и т. п.) без лабораторного подтверждения.
  3. несоответствие качества воды, проба которой взята из крана в квартире, нормативному уровню железа. Это может свидетельствовать как о неисправности системы водоснабжения в доме или районе, так и сантехники в квартире;
  4. превышение в воздухе на территории жилой застройки концентрации вещества, специфического для деятельности нескольких предприятий, в зоне влияния которых находится эта территория;

Также представитель Управления Роспотребнадзора по Москве напомнил, что действующее законодательство предусматривает необходимость проведения органами контроля (надзора) профилактических мероприятий (), одним из которых является направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, и отметил, что данная мера активно используется ведомством.

Однако в ряде случаев ее применение невозможно.

Например, когда нарушение обязательных требований причинило вред жизни и здоровью граждан или создало угрозу причинения такого вреда (). «Если к нам поступило заявление о нарушении в области санитарного законодательства, реагируем не иначе как путем инициирования внеплановой проверки», – подчеркнул Алексей Худобородов.

«Если к нам поступило заявление о нарушении в области санитарного законодательства, реагируем не иначе как путем инициирования внеплановой проверки»

, – подчеркнул Алексей Худобородов.

Если говорить о санитарном надзоре в целом, то нужно обратить особое внимание на утверждение новых нормативных требований в этой сфере.

Так, 1 января 2021 года вступили в силу санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения (), к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию (), к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (), к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры (), к условиям труда (), к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг (). С 1 марта начали действовать санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий () и гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (). А 1 сентября вступят в силу санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней ().

Это достаточно объемные документы, так как они объединяют в себе требования к разным видам объектов, но представители Роспотребнадзора считают, что в их положениях хозяйствующим субъектам будет проще разобраться, чем в действовавших до их утверждения актах, и в распоряжениях о проведении проверок теперь будет содержаться ссылка не на огромное число СанПиНов, как было ранее, а на два-три соответствующих нормативных документа. Что, конечно, не исключает необходимость внимательного изучения предпринимателями этих новых санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

ВАЖНО При осуществлении санитарного надзора Роспотребнадзор проверяет следующие «критические точки».

  • Соблюдение уведомительного порядка начала осуществления предпринимательской деятельности – если такой порядок предусмотрен для реализуемых работ и услуг.
  • Состояние внутренней среды и условия труда: параметры микроклимата, электромагнитные поля и аэроионный состав воздуха (зависят от количества, мощности и правильности установки техники, разведения электропроводки), уровни шума и вибрации на рабочих местах, содержание в воздухе пыли и химических веществ (зависит от качества отделочных материалов, эффективности вентиляции и уборки).
  • Реализация требований антитабачного законодательства: контроль за соблюдением запретов курения в определенных местах, наличие запрещающих знаков установленного образца.
  • Организация питания сотрудников и посетителей (если речь идет о предприятиях общепита).
  • Санитарное состояние помещений, проведение уборки с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
  • Осуществление производственного контроля.
  • Проведение медицинских осмотров: декретированного контингента (должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения), «профвредников», деятельность которых предполагает возможность получения профессиональных заболеваний (например, в связи с вредными или опасными условиями труда), и остального персонала (в части проведения диспансеризации). Стоит отметить, что 1 апреля вступают в силу новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров работников, предусмотренных , перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными или опасными производственными факторами и иных работ, при выполнении которых проводятся обязательные медосмотры, и непосредственно перечень вредных/опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические медосмотры (, ).
  • Водоснабжение: качество и безопасность питьевой воды, объективные методы контроля качества воды, подача горячей воды с нормативной температурой.
  • Проведение профилактической вакцинации: для всех – в соответствии с национальным календарем прививок, для отдельных категорий работников – с учетом профессии (например, сотрудники предприятий общественного питания должны прививаться от кори), а также гигиенической аттестации (для декретированного контингента).
  • Обращение с отходами: оценка классов опасности, правильность оборудования мест для сбора отходов, своевременность сбора и вывоза.
  • Осуществление дезинфекционных мероприятий, в том числе условия хранения, приготовления и использования растворов дезинфицирующих средств, наличие обученного персонала, наличие СИЗ.

В заключение напомним, что под действие не подпадают (и, соответственно, не будут подпадать под действие ):

  1. административные расследования, которые проводятся в случае необходимости осуществления после выявления нарушения длительных процессуальных действий: экспертизы, истребования материалов, получения пояснений, осмотра территорий, зданий, помещений и др. ();
  2. проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения наказания в виде приостановления деятельности (, );
  3. эпидемиологические расследования, которые проводятся в связи с официально зарегистрированными случаями инфекционных заболеваний на основании .

Теги: , , , , , , , , , , , Источник: Документы по теме:

  1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.

    № 294-ФЗ «»

  2. Федеральный закон от 30 марта 1999 г.

    № 52-ФЗ «»

Читайте также: Несмотря на то, что государство пытается скорректировать деятельность контролирующих органов в пользу малого и среднего бизнеса, расслабляться точно еще рано. Наоборот, следует быть готовым к любым поворотам судьбы, поскольку Правительство РФ закладывает фундамент коронавирусной повестки и на будущий год.

Подробности – в колонке Светланы Петропольской, сооснователя юридической компании URVISTA. Выпущены Методические рекомендации по оценке эффективности работы вентиляции в производственных и офисных помещениях.

Документ разработан Роспотребнадзором в целях предотвращения возникновения и распространения заболеваний, связанных с оказанием услуг общепита, в том числе в детских коллективах.

Приняты ключевые федеральные законы в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины». © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС».

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как проходит проверка Роспотребнадзора

Зачастую, руководителей компаний, задействованных в продаже товаров и оказанию услуг населению, пугает возможная перспектива проверки Роспотребнадзора. Почему добросовестным предпринимателям не стоит ее бояться и как отстоять свои права, читайте далее.

— Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

(далее – ФЗ № 294); — Приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров» (далее – Административный регламент); — Приказ Роспотребнадзора от 24.03.2010 № 103 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ» Статья 14 ФЗ №294, п. 6 Административного регламента — вручить заверенную копию распоряжения о проведении проверки представителю проверяемого лица; — предъявить служебное удостоверение; — предъявить документ о согласовании с прокуратурой, если основанием для проверки является угроза или вред жизни и здоровью граждан, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Статья 15 ФЗ №294, п. 57 Административного регламента 1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к санитарно-эпидемиологическому благополучию населения или защите прав потребителей; 2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя или его уполномоченного представителя, проверяемого лица, (за исключением случая проведения такой проверки, основанием для проведения которой является причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера); 3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, не выступающих объектами проверки или не относящихся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов; 4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований без оформления протоколов и в количестве, превышающем нормы, установленные стандартами; 5) распространять коммерческую информацию, полученную в результате проведения; 6) превышать установленные сроки проведения проверки.

7) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, 8) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Статья 12 ФЗ №294, пункты 48-51 Административного регламента Выездная проверка проводится по месту осуществления деятельности проверяемого.

Сотрудники Роспотребнадзора обязаны: — предъявить служебное удостоверение, — ознакомить проверяемое лицо с распоряжением (приказом) о проведении выездной проверки — ознакомить проверяемое лицо с полномочиями проводящих, с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Сотрудники Роспотребнадзора обязаны: — предъявить служебное удостоверение, — ознакомить проверяемое лицо с распоряжением (приказом) о проведении выездной проверки — ознакомить проверяемое лицо с полномочиями проводящих, с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения. Выездная проверки проводится только в присутствии индивидуального предпринимателя или руководителя юридического лица, либо их представителей.

В случае их отсутствия выездная проверка не проводится. В случае, если проведение выездной проверки оказалось невозможным, сотрудник Роспотребнадзора составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки. В этом случае Роспотребнадзор в течении 3-х месяцев со дня составления соответствующего акта может провести проверку без предупреждения.

Если проводится отбор образцов (проб) продукции, составление протокола обязательно.

Статья 11 ФЗ №294, пункт 45-47 Административного регламента Производится на основании приказа (распоряжения) о проведении документарной проверки. Должностные лица Роспотребнадзора, уполномоченные проводить проверку, не вправе требовать у лиц, подлежащих проверке, сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки. Сотрудники Роспотребнадзор не могут потребовать нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством.

Если вам пришло требование о предоставлении дополнительных документов или пояснений, вы должны их предоставить в Роспотребнадзор в течении 10 рабочих дней.

Все копии документов должны быть заверены подписью генерального директора и печатью.

В случае выявления нарушений по результатам документарной проверки, Роспотребнадзор вправе провести выездную проверку. Статья 10 ФЗ №294, пункты 42-43 Административного регламента Основаниями являются:

  1. неисполнение предписания Роспотребнадзора об устранении выявленного нарушения;
  2. поступление в Роспотребнадзор обращений и заявлений, информации о следующих фактах:

— причинение или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан — возникновение или угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; — нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены), при условии, что заявитель обращался к такому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, но требования заявителя не были удовлетворены;

  1. приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
  2. требование прокурора о проведении внеплановой проверки.

Роспотребнадзор обязан вас уведомить за 24 часа до проведения внеплановой проверки.

Однако, если основанием для проверки является получение Роспотребнадзором сообщений о вреде жизни и здоровью, либо о такой угрозе, а также о возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или о нарушении прав потребителей, Роспотребнадзор может вас не уведомлять. Статья 9 ФЗ №294, пункт 41 Административного регламента Основанием является ежегодный план проверок.

Список проверяемых лиц публикуется на сайте прокуратуры.

Например, план проверок юридических лиц Москвы доступен по Роспотребнадзор обязан уведомить проверяемые лица не менее, чем за 3 рабочих дня посредством направления копии распоряжения (приказа) о начале проведения плановой проверки. Плановая проверка может проводиться не чаще, чем раз в три года, за исключением проверки организаций, задействованных в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере. Полный перечень видов деятельности таких организаций установлен в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.

В случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации Роспотребнадзор обязан уведомить саморегулируемую организацию Статья 13 ФЗ №294, п. 18-22 Административного регламента По общему правилу, срок проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Если организация имеет несколько филиалов в разных субъектах РФ, то срок проверки всех филиалов в совокупности не может превышать 60 рабочих дней. При организации проверки учитывается режим работы лиц, подлежащих проверке. Срок плановой выездной проверки малых предприятий – не более 50 часов, микропредприятий – не более 15 часов.

Срок проведения плановой выездной проверки может быть продлен в исключительных случаях не более, чем на 20 рабочих дней, для малых предприятий – не более, чем на 50 часов, для микропредприятий – не более чем на 15 часов.

п. 58-76 Административного регламента По итогам проведения проверки Роспотребнадзор составляет акт проверки и вручение (направление) акта проверяемому лицу.

К акту прикладывается:

  • протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний, измерений, экспертиз;
  • предписание об устранении выявленных нарушений;
  • иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
  • протоколы отбора образцов продукции;
  • объяснения проверяемого лица или его работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;

Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (статья 6.1.

КоАП РФ);

  1. Нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы (статья 14.46.1. КоАП РФ);
  2. Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения (статья 14.26. КоАП РФ);
  3. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (часть 3 статьи 14.43. КоАП РФ)
  4. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 19.6. КоАП РФ)
  5. Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок (статья 6.33. КоАП РФ);
  6. Невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования (статья 19.33. КоАП РФ)
  7. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль (часть 1 статьи 19.4. КоАП РФ)
  8. Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках (часть 1 статьи 14.34. КоАП РФ)
  9. Воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, или должностных лиц его территориальных органов (часть 1 и 15 статьи 19.4.2. КоАП РФ)
  10. Непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (часть 5 статьи 14.46.2. КоАП РФ)
  11. Непредставление сведений (информации) (статья 19.7. КоАП РФ)

В случае если при проверке будут установлены признаки преступлений, должностное лицо Роспотребнадзора направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Это могут быть следующие статьи Уголовного Кодекса:

  1. ст. 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» — в части нарушения санитарных правил при производстве строительных и других работ;
  2. ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» — в части нарушения правил обращения с бактериологическими (биологическими) веществами, токсичными промышленными и другими отходами;
  3. ст. 254 «Порча земли» — в части нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами и др.
  4. ст. 248 «Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами» — в части нарушения правил по безопасности работе микроорганизмами и т.д.;
  5. ст. 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» — в части сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей;

1.

Возражение на акт проверки В течение 15 дней с даты получения акта проверки организация или ИП вправе предоставить возражения в письменной форме (п. 82 Административного регламента).

2. Оспаривание предписания Роспотребнадзора Досудебный порядок.

В течении 15 дней с даты получения предписания проверяемое лицо имеет право представить в Роспотребнадзор письменные возражения относительно этого предписания. Срок рассмотрения – 30 дней. Судебный порядок. В течении 3-х месяцев постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд (п.

5.1. ст. 40 ФЗ «О защите прав потребителей»). 3. Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности Досудебный порядок.

Если вы были привлечены к административной ответственности, вы вправе обжаловать это постановление (ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ) в вышестоящий орган.

Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу. Срок рассмотрения жалобы на постановление в порядке подчиненности-10 дней со дня ее поступления со всеми материалами дела (ч.

1 ст. 30.5 КоАП РФ). Судебный порядок. Постановление также может быть обжаловано в Арбитражном суде. Срок рассмотрение жалобы в суд составляет 2 месяца со дня её поступления (ч.

1.1 ст. 30.5 КоАП РФ). 4. Обжалование действий (бездействий) Роспотребнадзора Предметом досудебного обжалования являются действия (бездействие) Роспотребнадзора, должностных лиц Роспотребнадзора, повлекшие за собой нарушение предусмотренных законодательством прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан (п.

83 Административного регламента). Досудебный порядок. Жалобы рассматривают: 1) от имени Роспотребнадзора — руководитель Роспотребнадзора или его заместитель; 2) от имени территориального органа Роспотребнадзора — руководитель территориального органа Роспотребнадзора или его заместитель.

Срок рассмотрения – 30 дней. Судебный порядок. В течение 3-х месяцев предприниматель или организация вправе оспорить действия (бездействия) Роспотребнадзора в Арбитражный суд.

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушений юридическим лицом или ИП и подлежат отмене.

Так, грубым нарушением являются (ст.
20 ФЗ №294):

  • отсутствие оснований проведения плановой, внеплановой выездной проверки, несвоевременное уведомление о проведении проверки;
  • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
  • нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
  • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • отсутствие согласования в случае необходимости с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки;
  • участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.
  • непредставление акта проверки;
  • привлечение к проведению мероприятий по контролю в качестве экспертов не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан;
  • требование документов, не относящихся к предмету проверки;

В магазине «Лента» были оформлены ценники, на которых указывалась «цена без карты Лента» и «цена по карте Лента».

Роспотребнадзор посчитал, что магазином нарушены требования законодательства в части установления единых цен на реализуемые товары для потребителей и вынес предписание об устранении указанных нарушений. Однако, «Лента» успешно оспорила это предписание, указав в своих доводах следующее. Магазин использует систему дисконтных карт, предоставляя равный доступ к приобретению карты каждому потенциальному покупателю.
Магазин использует систему дисконтных карт, предоставляя равный доступ к приобретению карты каждому потенциальному покупателю. В ценниках установлена цена на товар, а также цена на товар с учетом скидки предъявителям дисконтной карты.

Информация об условиях приобретения дисконтной карты «Лента» на сайте магазина является общедоступной. То есть, оформление ценников таким способом не является указанием двух цен за единицу товара и не нарушает права потребителей (Определение Верховного Суда № 307-АД17-12686 от 20.09.2017 г. по делу № А56-59768/2016). Часто проверяемым лицам удается оспорить результаты проверки по формальным основаниям.

Например, владелицам магазина удалось оспорить предписание Роспотребнадзора на том основании, что о внеплановой выездной проверке они не были уведомлены за 24 часа (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.10.2016 № Ф08-7354/2016 по делу № А53-381/2016). Другая организация успешно оспорила постановление Роспотребнадзора о привлечении к административной ответственности, на том основании, что материалы дела не содержали первичных документов, подтверждающих реализацию обществом товаров и услуг, и объяснений потерпевших; протокол и постановление содержали сведения, носящие общий характер (Решение АС Астраханской области от 02.10.2017 г. по делу №А06-5982/2017). Авиакомпании удалось оспорить постановление Роспотребнадзора по процедурным моментам.

Так, копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении была получена Авиакомпанией в день рассмотрения дела вместе с протоколом об административном правонарушении. Суд установил, что получение заявителем определения о дате рассмотрения административного дела в дату его рассмотрения не может быть признано надлежащим извещением (Решение АС Свердловской области от 02.10.2017г.

Дело №А60-26612/2017). Уменьшение размера штрафа Магазин продовольственных товаров постановлением Роспотребнадзора был привлечен к административной ответственности по ч.

1 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей за отсутствие товарной накладной в отношении сливочного масла (нарушение ч.

3 ст. 5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» 021/2011). Однако, судом размер штрафа был снижен с 100 000 рублей до 50 000 рублей на основании того, что выявленное нарушение не повлекло за собой тяжелых последствий (Решение АС Воронежской области от 10.10.2017 г.по делу № А14-9323/2017). В другом деле суд снизил штраф, вынесенный Роспотребнадзором на основании постановления об административном правонарушении, на основании того, что указанные нарушения были устранены предпринимателем еще до момента рассмотрения административного дела, а добровольное устранение недостатков является обстоятельством, смягчающим ответственность (Решение АС Воронежской области от 10.10.2017г .по делу № А14-9323/2017).

Что проверяет Роспотребнадзор в учреждениях культуры

11 марта Как узнать о проверках Роспотребнадзора Сколько длятся плановые проверки инспекторов Какие документы запросят проверяющие при ревизии Могут ли инспекторы контролировать температуру водыМ ы выяснили в Роспотребнадзоре, по каким вопросам проверяют учреждения культуры, пока нет специальных чек-листов. Разобрали частые нарушения, которые ищут ревизоры.Роспотребнадзор проводит плановые проверки организаций по списку контрольных вопросов из чек-листов.

Но пока чек-листы утвердили только для торговли и общепита, салонов красоты, парикмахерских и соляриев (приказ Роспотребнадзора от 18.09.2017 № 860).Однако инспекторы вправе проводить ревизии без контрольных вопросов — на это указано в официальном ответе, который наша редакция получила из столичного управления Роспотребнадзора .В любом случае в распоряжении на проверку укажут обязательные требования, соблюдение которых проконтролируют, и список запрашиваемых документов. Копию такого распоряжения организация получит за три рабочих дня — при плановой проверке, за сутки — при внеплановой.Примерный перечень вопросов чек-листа:

  • Микроклимат в вашей столовой или буфете соответствует требованиямВы контролируете микроклимат и проводите мероприятия по снижению негативных факторовУровни шума и вибрации внутри здания соответствуют нормамПомещения хорошо вентилируются
  • У вас есть нужные документы:О праве владения на помещение, где работает учреждение, либо договор арендыУставные документыМедицинские книжки персоналаДоговоры с коммунальными, пожарными службамиЛицензияЖурнал учета проверок
  • Ваша система канализации соответствует санитарным правиламУ вас нет труб канализации под потолкомВы соблюдаете запрет на объединение сетей бытовой и фекальной канализации
  • Вы защитили помещения от животных, в частности грызунов и насекомыхДаНет
  • Все работники учреждения прошли гигиеническое обучениеДаНет
  • Ваши сотрудники правильно убирают помещения и моют посуду, регулярно проводят дезинфекциюДля уборки есть отдельный инвентарьВы отделали согласно требованиям поверхности производственных, складских и обеденных залов, моечных и санитарно-бытовых помещенийВы используете специальное оборудование, инвентарь, посуду, таруУ вас висят инструкции о правилах мытья посуды и инвентаря
  • Вы приняли меры по профилактике сальмонеллеза и других инфекционных заболеваний и отравленийДаНет
  • Вы исключили встречные потоки:Сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукцииИспользованной и чистой посудыВстречного движения посетителей и персонала
  • Вы выполняете гигиенические требования и санитарные нормативы по освещению: естественному, искусственному и совмещенномуВы используете бактерицидные лампыУ вас есть защитная арматура на осветительных приборахВы не размещаете светильники над плитами, технологическим оборудованием, разделочными столами
  • У вас есть отдельные туалеты для посетителей с раковинами, где можно помыть рукиДаНет
  • Вы выполняете условия для сбора мусора и пищевых отходовДаНет
  • Вы храните сырье, полуфабрикаты и готовые блюда согласно требованиямДаНет
  • Вы правильно оформили вывеску и уголок потребителяДаНет
  • Осуществляется ли контроль качества воздуха на территорииучреждения?
  • Вы соблюдаете запреты на содержание животных и птиц, пребывание посторонних и курениеДаНет
  • Работники вашей столовой:Проходят медосмотрыНе носят на рабочем месте украшения, часы, заколки, накладные ногтиНе едят на рабочем месте
  • Качество воды в системах водоснабжения соответствует гигиеническим требованиямВсе производственные цеха оборудованы раковинами с горячей и холодной водойВы не сбрасываете неочищенные сточные воды в открытые водоемы и на прилегающую территорию

На сайте Генпрокуратуры ежегодно план всех ревизий на текущий год.Посмотрите рисунок 1.Рис. 1. Как узнать о проверке на сайте ГенпрокуратурыОбычно учреждения культуры проверяют планово раз в три года.Внепланово — чтобы проконтролировать, исполнило учреждение выданное по результатам ревизии предписание или нет.Максимальный срок проверки — 20 рабочих дней.

Но если инспектору недостаточно времени для экспертизы, он походатайствует об увеличении срока.

В исключительных случаях, когда необходимы сложные и длительные исследования, экспертизы и расследования, срок выездной плановой проверки могут продлить еще до 20 рабочих дней.В юрисдикцию Роспотребнадзора включено множество функций, которые осуществляют специалисты разных направлений.

Этой организации переданы все контрольно-ревизионные полномочия, ранее осуществляемые санитарно-эпидемиологическими станциями.

Рассмотрим подробнее, что проверяют инспекторы.Инспекторы вправе проконтролировать, как учреждение исполняет требования Закона о защите прав потребителей. Например, запрещается включать в договоры условия, которые ущемляют права потребителей (ст. 16 Закона от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей»).

Скажем, требуют оплатить дополнительный кружок/услугу.В договоры запрещено включать условие о том, что в случае расторжения договора нужно письменно уведомить руководителя и администрацию. Ведь по закону потребитель имеет право отказаться от договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактических расходов.

Штраф за эти нарушения для руководителя учреждения культуры — 1–2 тыс. руб., для учреждения — 10–20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 14.8 КоАП).Если учреждение не разместит на видном месте перечень оказываемых услуг и образцы договоров об оказании услуг, нарушит пункт 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 15.08.1997 № 1025.Положение о платных услугахСанитарных норм много — они прописывают требования к труду женщин, несовершеннолетних, инвалидов; определяют требования к освещению и микроклимату в помещениях и т.

д. Так что при плановой проверке инспектор Роспотребнадзора осмотрит все помещения, в том числе офисы, склады, туалеты. Инспекторы могут замерить дверные проемы, высоту окон, метраж самого помещения.Инспекторы отметили как нарушение, что люминесцентные лампы хранили в учреждении культуры в помещении с дверями, которые неплотно примыкали к полу.Инспекторы изучат правильность расположения осветительных приборов, вентиляции.Пол в помещении с люминесцентными лампами должен быть гладким, ровным, без трещин, непроницаемым для водыИнспекторы измерили освещенность в читальном зале библиотеки.

Показатель составил 369 лк при минимальной норме в 400 (табл.

2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278‑03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению…«). Нарушение зафиксировали в акте проверки.Инспекторы также могут замерить температуру горячей воды в учреждении.Инспекторы измерили температуру горячей воды из крана в санузле для посетителей.

Она составила 55,7 градуса. Однако СанПиН 2.1.4.2496–09

«Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»

(п. 2.4) требует, чтобы температура была в пределах 60–75 градусов.

Иначе в горячей воде могут поселиться опасные вирусы и бактерии.Инспекторы проверяют компьютерную технику на соответствие требованиям качества, поэтому проверьте сертификаты производителя.У вас спросят, как вы обслуживаете туалеты, как закупаете, выдаете и храните средства индивидуальной защиты и личную одежду.

Обязательно храните СИЗ и одежду работников отдельно, если у вас столовая или производственный отдел. При закупке спецодежды и СИЗ обращайте внимание на их упаковку, маркировку, сертификаты и декларации о соответствии.Инспектор проверит, как вы оборудовали гардеробную, душевую, помещение для приема пищи.Инспекторы оштрафовали КЦ за нарушения в питании детей творческой лаборатории.

Учреждение не оборудовало линию раздачи пищи. Готовые блюда отпускали со столов из ДСП.

На продукции не было маркировочных ярлыков (наименование, дата и час изготовления кулинарной продукции, сроки годности и условия хранения, объем порций). Горячие первые блюда, вторые блюда и гарниры на раздаче имели температуру ниже 75 и 65 градусов соответственно — блюда хранили при комнатной температуре на обеденных столах, остывшие подогревали в СВЧ-печи.

В холодильниках не было термометров. Штраф составил 30 тыс. руб. по статье 6.6 КоАП.Расскажите инспектору о методах и способах борьбы с крысами или зловредными насекомыми.

Заранее проверьте, заключили ли вы договор на периодическую дератизацию и дезинсекцию со специализированной организацией. Найдите перечень таких организаций в вашем регионе на сайте территориального управления Роспотребнадзора.Инспекторы могут проверить условия труда в учрежденииИнспекторы отметили как нарушение тот факт, что в КЦ часть уборочного инвентаря и коробки с расходными материалами хранили в складе на полу. В другом культурном центре на полу складывали издания из книжного магазина.

Это препятствует проведению дератизационных и дезинсекционных мероприятий. Штраф на ответственного выписывают по статье 6.4 КоАП — от 1 тыс. до 2 тыс. руб.

  • Инспекторы вправе проверить условия труда в учреждении.

Инспекторы потребовали оборудовать рабочее место главного библиотекаря стулом (креслом), который регулируется по высоте и у которого меняется угол наклона сиденья и спинки (СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 «Гигиена труда…»).Инспекторы также могут проверить медицинские книжки сотрудников.ДШИ не представило инспекторам заключительный акт по результатам периодического медицинского осмотра сотрудников (ст.

34 Закона от 30.03.1999 № 52

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

).

Учреждение оштрафовали на 17 тыс. руб. по статье 6.3 КоАП.Проверяющие поинтересуются состоянием транспортных средств, если они у вас есть, например автобусом музея, а также где транспортные средства обслуживают, моют.

Проверят и прохождение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.Инспекторы сочли нарушением, что в ДШИ не было знаков о запрете курения (п. 5 ст. 12 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ

«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма…»

).

Такие знаки размещают у каждого входа на территорию, в здания и объекты, где курение запрещено, в местах общего пользования, в том числе в туалетах.Требования к знаку о запрете курения — в приказе Минздрава от 12.05.2014 № 214н.

Посмотрите рисунок 2.Разрешается дополнять знак о запрете курения надписями «Не курить», «Курить запрещено» или информацией о размере штрафов за курение.Роспотребнадзор предлагает повысить штрафы за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

За такое нарушение штраф вырастет до 30 тыс. руб. (сейчас — 20 тыс. руб.).

За повторное нарушение — до 60 тыс.

руб. Пока это законопроект.Если ревизоры нашли нарушения, на юридическое лицо и руководителя учреждения культуры составят постановление об административном правонарушении. Кроме того, накажут и сотрудника, который отвечает за санитарный контроль, например в столовой.

Вам также может понравиться...