Другое

Признаки повторной закупки по 44 фз

Признаки повторной закупки по 44 фз

Что делать, если закупка не состоялась


Автор: 28 января 2020 44-ФЗ предусматривает не только конкурентные торги на понижение цены, но и случаи, когда заказ признается несостоявшимся. Разберем основания признания госзакупки несостоявшейся, последствия, а также действия заказчика в такой ситуации. В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены.

Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.

Рассмотрим это для разных этапов процедуры. Все основания собраны в таблице.

Подача заявок Рассмотрение Заключение контракта 1. Отсутствуют предложения. 2. Подана только одна заявка. Общие основание Для конкурсных процедур Для электронного аукциона Уклонение победителя от заключения контракта и последующее уклонение второго участника от подписания договора.

1. Отклонены все предложения.

2.Только одна признана соответствующей требованиям. При проведении в конкурсе с ограниченным участием: 1.

Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям.

2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.

При проведении электронного аукциона, если на торгах в течение 10 минут после начала аукциона отсутствуют ценовые предложения. При проведении второго этапа 1.

Отсутствуют предложения. 2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены. 3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям. Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым. Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (), то заказчик вправе провести процедуру путем в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика. Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить ().

В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям ().

Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.

При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик или заключает контракт с , при этом согласования с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных , , , ). Либо, если аукцион не состоялся, изменения в плане закупок вносятся при необходимости согласно , обязательны изменения в плане-графике, далее заказ проводится снова (, , , ). При признании несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется, либо проводит госзакупку повторно, при этом отобразив изменения в документах планирования.

Рассмотрим, что делать с несостоявшимися закупками на разных этапах процедуры. Несостоявшаяся закупка по при проведении признается в случаях аналогичных открытым способам определения поставщика. Однако, согласно , кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом, провести закупку у единственного поставщика в соответствии с .

Коротко об авторе статьи Черданцева Татьяна Поделиться с друзьями Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter.

Мы узнаем о ней и сможем все исправить Материалы, которые могут вас заинтересовать Бесплатно научим выигрывать госконтракты Подпишитесь на рассылку, чтобы за несколько уроков узнать, как проверить нишу; подготовить все, что нужно для участия; правильно заполнить заявку и вести себя во время торгов. Подписаться Бесплатно научим выигрывать запросы котировок Всего 4 урока раскроют особенности этой процедуры, научат выбирать выгодные, правильно заполнять заявку и исполнять контракты.

Подписаться © 2020 Подписаться

Несостоявшиеся закупки по 44‑ФЗ в 2022 году: основания и последствия, что делать дальше

17 февраля 17 февраля 2022 Аналитик с опытом работы в налоговых органах По данным мониторинга Минфина, несостоявшиеся торги составляют более трети от всего объема объявленных тендеров. Такие торги тоже можно выиграть и получить выгодный контракт по максимальной цене. С другой стороны, есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

В настоящей статье мы расскажем о том, когда торги признают несостоявшимися, и что делать их победителю.Содержание Закупка признается несостоявшейся, если не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками.

Это может произойти по разным причинам. Например, электронный аукцион (см.

«») признается несостоявшимся, если:

  1. не было подано ни одной заявки;
  2. после рассмотрения первых частей только одна заявка соответствует требованиям документации;
  3. победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт.
  4. после рассмотрения вторых частей все заявки признаны не соответствующими требованиям;
  5. в течение десяти минут после начала проведения аукциона не было подано ни одного предложения о цене контракта;
  6. подана только одна заявка;
  7. после рассмотрения первых частей всем участникам было отказано в допуске;
  8. результате рассмотрения вторых частей только одна заявка соответствует требованиям документации;

Открытый конкурс (см. «») может быть признан несостоявшимся, если:

  1. в результате предварительного все участники не соответствовали требованиям;
  2. победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт.
  3. все заявки были отклонены конкурсной комиссией;
  4. не было подано ни одной заявки;
  5. подана только одна заявка;
  6. в результате предварительного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.
  7. только одна заявка соответствует требованиям документации;

Процедуру запроса котировок (см. «») объявят несостоявшейся, если:

  1. только одна заявка соответствует требованиям.
  2. все заявки отклонены комиссией;
  3. подана единственная заявка;
  4. не подано ни одной заявки;

ВНИМАНИЕ Надо отличать несостоявшуюся закупку от недействительной и отмененной — это разные вещи.

Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил законы (№ 44-ФЗ, № 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как определен победитель, контракт с ним расторгнут.

Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа. Получайте уведомления о госзакупках для малого и среднего бизнеса Если торги не состоялись из-за несоответствия всех заказчиков установленным требованиям законодательства или документации по закупке, то заказчик:

  1. по прошествии десяти дней после этого заказчик объявляет повторную закупку.
  2. вносит изменения в план-график закупок и публикует его;

ВАЖНО Если не состоялся открытый конкурс, то повторные торги проводятся только в виде открытого конкурса. Для несостоявшегося электронного аукциона форма проведения закупки может быть любой.

Если не состоялся запрос предложений, то далее может быть объявлен только запрос предложений. В случае, когда торги не состоялись по причине того, что только один участник соответствовал требованиям, алгоритм действия заказчика будет следующим:

  1. при электронном аукционе либо запросе котировок можно подписать контракт с единственным участником;
  2. при открытом конкурсе сначала придется согласовать подписание контракта с контролирующим органом (ФАС РФ) Максимальный срок, в течение которого происходит согласование, составляет не более десяти дней, после чего заказчик обязан оповестить потенциального исполнителя о возможности или невозможности заключения контракта.

Если поставщик оказался единственным участником торгов или только его заявка соответствует всем требованиям, то после подведения итогов закупки ему нужно подписать контракт. Такой контракт заключается:

  1. по цене поставщика, если он оказался единственным поставщиком, чья вторая часть заявки соответствовала требованиям.
  2. по максимальной цене, если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронного аукциона;

ВАЖНО Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков (см.

«»). 476 Обсудить 476 476 Обсудить 476Популярное за неделю59 00130 91627 98620 67412 ответов на форуме

44‑ФЗ простым языком. Часть 2

Заказчик проводит закупки у единственного поставщика или конкурентными способами: открытыми или закрытыми. Извещения об открытых закупках заказчик публикует в ЕИС, участвовать в них могут любые поставщики.

Закрытые закупки заказчик согласовывает с ФАС и после этого отправляет приглашения ограниченному числу участников, которые способны выполнить контракт. В эти способы просто перечислены, мы расскажем о каждом чуть подробнее: Заказчик сам решает, с кем заключить контракт.

Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. руб (для учреждений культуры или спортивных организаций не дороже 400 тыс. руб.). С 1 марта 2020 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на .

Комиссия рассматривает заявки участников и сравнивает цену, качество товара, опыт выполнения аналогичных контрактов, квалификацию сотрудников и т.д. Побеждает участник, который предложил лучшие условия. Конкурс с ограниченным участием Заказчики используют этот способ только на услуги, которые утверждены в .

В нем же прописаны дополнительные требования к участникам таких конкурсов:

  1. право собственности на недвижимость и технику,
  2. финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  3. нужное количество квалифицированных специалистов.
  4. опыт аналогичных работ,

Двухэтапный конкурс На первом этапе поставщики присылают заявки, не называя цену, за которую готовы оказать услуги.

На втором этапе заказчик сравнивает предложенные цены поставщиков, прошедших отбор на первом этапе.

Двухэтапный конкурс часто проводят на закупку строительных услуг, проектировочных работ и научных исследований, высокотехнологичной и инновационной продукции. Закрытый конкурс Принять участие в закрытой закупке может ограниченный круг поставщиков, которые соотвествуют требованиям и которых заказчик приглашает сам. Если закупка не составляет гостайну, извещение публикуют в ЕИС.

В этом случае заинтересованные поставщики подтверждают документами, что соответствуют требованиям, и подают заказчику запрос на предоставление конкурсной документации.

Закрытый конкурс с ограниченным участием Отличие закрытого конкурса с ограниченным участием в том, что победитель должен пройти предквалификационный отбор. Закрытый двухэтапный конкурс Сначала заказчик оценивает квалификацию поставщика или качество товара, а на втором этапе сравнивает цену.

Самый популярный вид закупок по 44-ФЗ (62% всех закупок в 2017). Проходит в электронной форме на одной из 8 ЭТП. Для участия нужна и (с 1 января 2020 регистрация в ЕИС).

Заявка состоит из двух частей, которые нужно подать одновременно. До аукциона заказчик рассматривает первую, после аукциона — вторую.

После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

Участники снижают НМЦ «на шаг» от 0,5 до 5% НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, побеждает участник, который предложил самую низкую цену.

После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Закрытый аукцион В бумажных закрытых аукционах участники подают заявки в запечатанном конверте. Прошедшие участвуют в аукционе лично, снижая цену, поднимая таблички. В электронной форме закрытые аукционы проходят на специализированных торговых площадках.

Это относительно простая и быстрая процедура. Участники присылают свои заявки с ценой один раз.

После окончания срока подачи заказчик смотрит сразу все заявки, а победителя определяют по цене.

НМЦ такой закупки — не выше 500 тыс. руб. и совокупный годовой объем таких закупок не более 10% от запланированных заказчиком на год. Чаще всего заказчик проводит запрос при несостоявшихся аукционах или повторных конкурсов, а также при закупке на лечение российских граждан за границей и в некоторых других ситуациях.

С 2020 года на бумаге осталась только часть закупок у единственного поставщика, некоторые закрытые закупки и закупки за границей. В бумажных конкурсах заказчик может выделять товары и услуги в отдельные лоты. Для каждого лота заказчик обосновывает и , а поставщики подают заявки на участие в определенном лоте.

На каждый лот заключается отдельный контракт. Выбирая способ, которым провести закупку, заказчик учитывает:

  1. ограничения в его применении,
  2. НМЦ и отрасль закупки.
  3. сроки проведения и другие параметры,

Если заказчик неправильно выберет способ закупки, он получит штраф.

Все электронные закупки, обмен документами и заключение контракта проходят на ЭТП, закрытые электронные закупки — на специализированных ЭТП.

Правительство установило единые требования к открытым и закрытым ЭТП, в том числе к технической стороне работы, взаимодействию с ЕИС, хранению информации и т.д. ЭТП обязаны работать непрерывно и надежно, давать равный доступ участникам к закупкам, обеспечить неизменность подписанных документов.

В течение часа после размещения любой новой информации о закупке на ЭТП она дублируется в ЕИС.

Доступ к информации о закупке бесплатный. С 1 июля 2018 у ЭТП появилось право брать плату с победителя закупки. Правительство оставило за собой возможность разработать типовую форму документации о закупке, заявки и других документов.

Если такие формы утвердят, участники закупок обязаны их использовать.

ЭТП предоставляют заказчикам следующую информацию об участниках закупки:

  1. выписку из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП,
  2. копии документов о госрегистрации юрлица или ИП (или заверенный перевод),
  3. решение об одобрении крупной сделки,
  4. копии учредительных документов (или их заверенный перевод),
  5. для физического лица — только копию паспорта,
  6. ФИО и должность лица, имеющего право действовать без доверенности, его паспортные данные такого лица или данные и ИНН,

Несколько заказчиков могут проводить совместные закупки одних и тех же товаров, работ и услуг.

Организатором совместного конкурса или аукциона выступает государственный уполномоченный орган.

Заказчики заключают с ним соглашение, в котором прописывают:

  1. другую необходимую информацию.
  2. сведения о закупках (идентификационные коды, НМЦ, сроки и т.д.)
  3. порядок проведения закупок,
  4. юридическую информацию о сторонах,
  5. перечень полномочий организатора,

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных закупок пропорционально доле НМЦ.

Контракт с победителем каждый заказчик заключает по отдельности. Закон предусматривает возможность централизовать любые закупки госзаказчиков на федеральном или муниципальном уровне. В этом случае один уполномоченный специализированный орган будет планировать закупки, проводить их, оценивать заявки, принимать товар.
В этом случае один уполномоченный специализированный орган будет планировать закупки, проводить их, оценивать заявки, принимать товар.

При этом он не сможет обосновывать закупки, определять условия контракта, в том числе НМЦ, и подписывать контракт. Контракты подписывают заказчики, для которых выбраны поставщики. Ограничивать участие в закупке можно только в случаях, предусмотренных законом.

Все ограничения заказчик перечисляет в документах закупки. Если он выставил ограничение, не предусмотренное 44-ФЗ или постановлением правительства, он должен обосновать это. Участвовать в закупках поставщики могут самостоятельно или через представителей.

Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, выданной в соответствии с Гражданским кодексом. Предприятие УИС или организация инвалидов участвуют в закупке наравне со всеми, но если побеждают, то могут повысить свою цену на 15%, (не выше НМЦ).

Преимущество дается при закупке определенных товаров, включенных в перечень правительством.

Заказчик указывает в извещении о закупке о том, что для организации инвалидов и предприятия УИС получат приемущества.

Также такие организации платят меньше обеспечение в крупных заявки. В закупках > 20 млн руб. — всего от 0,5 до 2% от НМЦ (для остальных категорий этот параметр — от 0,5 до 5% от НМЦ).

Госзаказчики не меньше 15% от годового объема закупок.

НМЦ каждой такой закупки не выше 20 млн рублей. Давать преимущества этим организациям можно в открытых конкурсах, конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, электронных аукционах, запросах котировок и запросах предложений. Заказчик может установить преимущество так:

  1. потребовать, чтобы победитель закупки взял на субподряд организации из числа СМП и СОНКО.
  2. объявить закупку только среди СМП,

В первом случае участник закупки из числа СМП или СОНКО должен задекларировать, что он принадлежит к этой категории бизнеса.

Во втором случае несет гражданско-правовую ответственность, если не выполнит это требование. Если закупка, объявленная только среди СМП, не состоялась, заказчик может провести ее на общих основаниях.

Контракт, заключенный с СМП, заказчик оплачивает в течение 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки. По итогам года заказчик публикует в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО, куда включает информацию о состоявшихся и несостоявшихся закупках с ними. Поставщик может участвовать в закупке, если:

  1. организация не ликвидируется, не является банкротом, не приостановила деятельность,
  2. у руководителя и главбуха нет судимости в сфере экономики,
  3. за последние 2 года не привлекался к административной ответственности,
  4. обладает исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности,
  5. не принадлежит к оффшорным компаниям (это подтверждается при аккредитации на ЭТП, выпиской из ЕГРЮЛ в заявке для конкурса, для запроса котировок выписку предоставляют при подписании контракта),
  6. не имеет задолженностей по налогам,
  7. не состоит в РНП, если заказчик установил в закупке требование об отсутствии в реестре.
  8. нет аффилированности с заказчиком,
  9. нет ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации,

Закон не обязывает документально подтверждать соответствие единым требованиям.

Участник декларирует это, ставя галочку на ЭТП. Но комиссия по закупкам может проверить данные.

Если поставщик им не соответствует или предоставил недостоверную информацию, заказчик отклонит его заявку.

Устанавливать дополнительные требования заказчик может только на отдельные виды товаров в конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, закрытых конкурсах с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсах или аукционах.

Дополнительные требования прописаны в постановлении от 04.02.2015 г. № 99:

  1. право собственности на недвижимость и технику,
  2. опыт аналогичных работ,
  3. нужное количество квалифицированных специалистов.
  4. финансовые ресурсы для исполнения контракта,

Эти требования поставщики должны подтверждать документально.

Например, прикладывать к заявке копии актов приемки выполненных работ по аналогичным контрактам, трудовые договоры с квалифицированными специалистами, бухгалтерскую отчетность.

Все требования заказчики прописывают в документах закупки и не имеют права выходить за рамки 44-ФЗ.

Если заказчик необоснованно отклонил заявку, это можно . Отдельно прописаны требования к поставщикам жизненно важных лекарств. Заказчик имеет право в любой момент отказаться заключать контракт, если обнаружит, что:

  1. предельная цена этих лекарств не зарегистрирована,
  2. цена превышает предельную цену отпускных цен производителя, а поставщик отказывается ее снижать.

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: .

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

44‑ФЗ простым языком.

Часть 1

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП и самозанятые), которое:

  1. также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в .
  2. не принадлежит к оффшорным компаниям,
  3. не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,

15% всех закупок госзаказчики проводят у и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

  • Министерство финансов — регулирует и принимает нормативные акты (до тех пор пока не принят новый нормативный акт, действуют документы, утвержденные предыдущим регулятором —Минэкономразвития)
  • ФАС — контролирует и наказывает
  • «Роскосмос»
  • Рособоронзаказ — регулирует оборонные заказы и объекты гостайны
  • «Росатом»
  1. Заключение контрактов и их исполнение.
  2. Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  3. Отбор поставщиков.
  4. Контроль закупок.
  1. Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  2. Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  3. Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  4. Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  5. Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  6. Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  7. Плату за участие в закупках.

  1. Президент Российской Федерации;
  2. «Росатом»;
  3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
  4. «Роскосмос»;
  5. Федеральные органы исполнительной власти;
  6. Правительство Российской Федерации;

44-ФЗ основывается на положениях , и кодексов Российской Федерации Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты, Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация. Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик.

НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ. Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки. Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

  1. Шаблоны контрактов,
  2. Информацию о закупках, возможность их поиска,
  3. Правила нормирования,
  4. Планы закупок, планы-графики,
  5. Реестр недобросовестных поставщиков.
  6. Независимый регистратор: система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.
  7. Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).
  8. Единый каталог товаров, работ и услуг.
  9. Единая регистрация и реестр участников закупок.
  10. Информацию о рыночных ценах на товары,
  11. Отчетность по исполненным контрактам,
  1. Подача жалоб.
  2. Электронное актирование и приемка.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.

Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д.

на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС. Для участия в закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ нужно пройти . Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках.

В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС.

Все документы подписывают электронной подписью:

  1. Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  2. Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы . В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ.

По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках. Основной документ заказчика — план-график. Нельзя провести закупку, не включенную в план-график. Документ формируется на 3 года. Вступает в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Вступает в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета. Публикуется в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны. Объявить закупку можно через 1 день после изменения плана-графика.

В описании каждой закупки есть:

  1. Название, номер, требования к товарам и участникам,
  2. Применение критериев оценки закупки и др.
  3. Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  4. Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  5. Информация о банковском сопровождении контракта,
  6. Месяц и год объявления закупки,
  7. НМЦ каждого контракта,
  8. Способ закупки,

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать любую закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ. Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона.

Все нормативы есть в ЕИС. Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения.

Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить исполненные без штрафов госконтракты. Подробнее об этих мерах мы писали .

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации.

Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Опасности участия в малых закупках, которые имеют признаки «дробления»

Какие признаки свидетельствуют о дроблении государственных закупок?

Почему поставщику необходимо избегать раздробленных контрактов? Эти и другие вопросы будут освещены в этой статье Статья ответит на следующие вопросы: какие признаки свидетельствуют о дроблении государственных закупок, когда в госзакупке нет нарушения, а когда его можно найти, и почему поставщику необходимо избегать раздробленных контрактов. «Дробление» закупки — это ситуация, в которой заказчик вместо размещения заказа путем проведения одной конкурентной закупки искусственно делит ее на несколько закупок малых объемов и заключает договора с единственным поставщиком.

Плюсы: поставщик известен заранее, быстрое заключение договора. Минусы: нужно учитывать лимиты заказчика, а если договора заключены в одно время аналогичные товары (работы, услуги) по нескольким договорам — их могут признать притворной сделкой, не подлежащей оплате.

В соответствии с прежними правилами государственного заказа, закупать одноименные товары (услуги, работы) у единственного поставщика в течение квартала можно было лишь в установленном размере. Одноименными считались предметы закупки, относящиеся к одной номенклатурной группе.

Госзаказ с одноименными товарами в целях ухода от конкурентной процедуры дробить было нельзя. Сейчас это правило отменили. Контракты на сумму до 100 тысяч рублей с единственным поставщиком могут заключать все заказчики, но в пределах установленного лимита. Лимит, в соответствии с (пункт 4, часть 1, статья 93), можно выбрать самостоятельно:

  1. либо не более 5,0 % от СГОЗ, но не более 50,0 млн. рублей.
  2. либо не более 2,0 млн. рублей за один год;

Некоторым заказчикам Закон № 44 (п.

5, ч. 1, ст. 93) дает возможность проводить закупки у единственного поставщика в сумме не более 400 тысяч рублей.

Условие одно: не более половины от всего СГОЗ, при этом не более чем на 20,0 млн.

рублей. Других ограничений для проведения малых закупок не предусмотрено.

Но есть принцип из статьи 8 Закона № 44-ФЗ: он запрещает заказчику ограничивать конкуренцию. А несколько закупок у единственного поставщика прокуроры и ФАС могут расценить как попытку уйти от конкурентной процедуры. В соответствии со статьей , раздробленные госзакупки признают притворными сделками.

Раздробленные закупки, проводимые у единственного поставщика, контролеры и прокуроры признают в следующих случаях.

  1. Заключение нескольких государственных контрактов на малые закупки проведено в один день либо в короткий промежуток времени. При этом количество договоров не имеет значения. В подобном случае контракты, как правило, имеют одинаковые сроки исполнения.
  2. Госконтракты на малые закупки заключаются периодически. При этом заказчику известно о потребности наличия товара в течение года, а также нет технологических либо экономических препятствий для проведения конкурентной процедуры на закупку всего объема.

Имеются дополнительные признаки, которые могут усилить подозрения контролеров.

Чем больше при проверке их будет выявлено, тем выше риск заведения дела.

  1. Условия госконтрактов одинаковы.
  2. Закупаемые товары (услуги, работы) являются идентичными либо закупкой достигается единая хозяйственная цель.
  3. Цена контрактов максимально приближена к ценовому пределу в соответствии с (пункты 4 либо 5, часть 1, статья 93).
  4. Закупка проводится заказчиком у одного поставщика, а рынок закупаемого товара является конкурентным.

Чаще всего встречается ситуация (и проще всего доказуема как дробление закупки), когда нарушения фиксируются по признаку «одной и той же даты – одного и того же товара и одного и того же поставщика».

Стоит избегать контрактов, заключенных по пунктам 4,5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44 с одними и теми же поставщиками. ФАС и Минфин неоднократно информировали о том, что малые закупки следует проводить в пределах установленных лимитов.

Других ограничений не предусмотрено. Есть возможность покупать одноименные товары (услуги, работы) у одного единственного поставщика, не руководствуясь номенклатурой закупаемого товара (письма Минфина № от 17 ноября 2017 г.

и № от 21 июня 2017 г. и письмо ФАС № от 25 апреля 2017 г.).

Однако данные разъяснения не являются аргументами в пользу госзаказчика при прокурорской проверке.

Ранее Минфин уточнял, что госзакупка у единственного поставщика является исключительным случаем.

Его следует использовать, если невозможно осуществить конкурентную закупку. При закупке, сумма которой превышает 100 тысяч либо 400 тысяч рублей, дробить её не следует. Такую позицию подтверждает арбитражная и административная практика.

Заказчики в своей деятельности должны руководствоваться результативностью и экономностью в расходах средств бюджета (статья 34 ).

При проведении неконкурентных закупок таких целей достичь довольно трудно.

Правила контрактной системы не содержат понятия одноименности, однако существует термин идентичных товаров, а также однородных работ (услуг). Идентичными являются товары (услуги, работы), имеющие одинаковые основные признаки, характерные для них (часть 13 статьи 22 Закона № 44). Определяют признаки, руководствуясь методическими рекомендациями ( от 2 октября 2013 г.).

Суды придерживаются позиции, что действующие правила контрактной системы все-таки ограничивают госзаказчика в количестве заключенных прямых договоров. Если заказчик оспорит решение прокуратуры или ФАС и приведет доводы об ущербе, то суд его вряд ли поддержит: не допускается дробление закупки, поскольку этим нарушаются права неопределенного круга заинтересованных лиц.

Также вряд ли прокуратурой будут приняты во внимание доводы, что несколько договоров заключили, поскольку возникла срочная необходимость.

Штрафные санкции за дробление могут быть применены, даже если заказчик сошлется на обстоятельства непреодолимой силы и специфику закупочного объекта и заявит о том, что не расходовал бюджетные средства сверх положенной суммы и не нанес вреда обществу. Ситуация №1. Прокуратурой была проведена проверка надзорного ведомства, по итогам которой обнаружено, что у единственного поставщика приобретено 3 компьютера на сумму 114 тысяч рублей.

Закупку оформили двумя договорами в один день. Прокуроры решили, что сделку искусственно раздробили для того, чтобы избежать проведения конкурентной закупки, и подали исковое заявление в суд. Заказчиком отмечалось, что в плане-графике он предусмотрел 200 тысяч рублей на закупку компьютерной техники у единственного поставщика, причем лимит не был превышен.

На компьютеры уже были установлены программы, которые приобретали по государственным контрактам. Следствием решения суда первой инстанции станет ущерб для госзаказчика.

Доводы не были приняты апелляционным и кассационным судами: сделку признали недействительной, при этом заказчика обязали возвратить товар поставщику, поставщика – произвести оплату заказчику (постановление АС по Уральскому округу от № от 26 августа 2016 г.).

Ситуация №2. В течение года 14 исполнительными комитетами сельских поселений заключались прямые договоры с одним подрядчиком. Согласно договорам подряда, они производили ремонт и установку ограждений на водонапорных башнях и кладбищах, вырубали деревья.

В этом контролеры усмотрели согласованные действия, нарушающие статью 16 от 26 июля 2006 г. Заказчики подали иски в суд со следующими доводами: в соответствии с правилами контрактной системы, 100 тысячами рублей ограничивается не цена одного вида товара, а цена одного договора.

Однако судом было указано, что, хотя муниципальным заказчикам сельских поселений разрешено не ограничиваться пределом годового объема проведения малой закупки, заключать контракты с одним подрядчиком не допускается. Каких-либо оснований для создания им преимуществ перед компаниями-конкурентами не было (решение АС Республики Татарстан № от 21 ноября 2016 г.). У каждого из заказчиков имеются индивидуальные потребности, а у каждой закупки свои особенности.

Предметом закупок не всегда являются идентичные товары (услуги, работы).

Нельзя однозначно утверждать, каким образом контролеры отреагируют на несколько одномоментных или периодических малых закупок. Надо будет доказать антимонопольному органу, что поступить иначе было невозможно.

В ряде случаев срочность проведения малой закупки можно объяснить аварийной ситуацией.

При ее наличии наказывать государственного заказчика не станут. Ситуация №1. Заказчиком были заключены два контракта на поставку манекен-голов, причем с одним поставщиком и в один день.

В этих целях использовали п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44. Прокуратура решила, что закупочный объект был раздроблен, и возбудила дело.

Однако товары не относятся ни к однородным, ни к идентичным, поскольку манекен-головы были различных моделей. Контролеры прекратили производство дела ( Мордовского УФАС от 21 марта 2017 г.). В некоторых случаях под подозрение прокуратуры попадают запросы котировок, являющиеся неторговым способом закупки, но таким же конкурентным, как конкурс либо аукцион.

Если процедура была проведена по всем правилам, и на нее вышел лишь один участник, беспокоиться не надо: дело будет закрыто. Ситуация №2. Для благоустройства берега реки МКУ объявило о проведении двух запросов котировок.

Заявку в обоих случаях подал только один ИП.

С ним было заключено два госконтракта, каждый на сумму 484,0 тысячи рублей. Прокуратура решила, что однородные работы умышленно разделили для того, чтобы избежать аукциона или конкурса.

Заказчик разъяснил руководителю антимонопольного органа, что запрос котировок был выбран для экономии времени. Контролеры согласились, что Закон не содержит понятия одноименных товаров (услуг, работ).

А запрос котировок является таким же конкурентным способом закупки. Дело директора МКУ закрыли, так как закон он не нарушил (постановление Тверского УФАС № от 16 февраля 2017 г.).

При отсутствии контракта не возникает права на требование оплаты товара, работ, услуг. Именно такая позиция была изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда № от 28 мая 2013 г. Стороны раздробленного государственного контракта поступают недобросовестно, тем самым нарушая закон.

Исполнитель не вправе рассчитывать на оплату, если он не соблюдает правила контрактной системы.

А вправе ли поставщик не возвращать аванс, если заказчик раздробил закупку? Как указывают суды, каждая из сторон должна возвратить другой стороне все, что она получила по сделке, признанной недействительной.

Если суд первой инстанции защитит поставщика, то представители ФАС или служащие прокуратуры пойдут дальше. Обычно вывод судов высших инстанций однозначен: никто не имеет права получать выгоду вследствие своего недобросовестного поведения.

Ситуация №1. Муниципалитетом была раздроблена закупка и заключено 20 госконтрактов на выполнение проектных работ. В установленный срок он не произвел расчетов с подрядчиком. Подрядчик подал иск в суд с требованием о взыскании задолженности и пени.

Суд первой инстанции обязал заказчика расплатиться, согласившись с тем, что каждый из контрактов имел самостоятельную цель. Решение было обжаловано администрацией.

Жалоба мотивирована тем, что раздроблен весь объем работ. Спор дошел до высшей инстанции – Верховного суда РФ. Подрядчик не предоставил доказательств того, что проведенные работы имели различные характеристики.

У контрактов была единая цель: разработка проектной документации для сноса аварийного жилья.

Стороны не применяли конкурентных процедур. Государственные контракты ничтожны, а подрядчик не имеет права требовать оплату за работы, выполненные им без контракта (определение ВС № от 7 ноября 2017 г.).

Ситуация №2. Бюджетным учреждением в один день было заключено 12 контрактов с единственным поставщиком на поставку расходных материалов и медикаментов. В договорах прописано условие об осуществлении 100-процентной предоплаты за 7 дней до поставки товара.

Аванс учреждение перечислило, однако товар поставлен не был. На требование о возврате аванса в сумме 1,2 млн. рублей поставщик не ответил и в арбитражный суд не явился.

Суды трех инстанций сделали вывод, что стороны уклонялись от конкурентных процедур. Сделка признана недействительной, учреждению обязали вернуть денежные средства, а также проценты за их использование (постановление АС Восточно-Сибирского округа № от 20 сентября 2016 г.). Ситуация №3. Казенным учреждением было заключено 12 договоров на энергетическое и тепловизионное обследование зданий.

Работы не оплачены в срок из-за недостаточного финансирования.

Арбитражным судом с муниципалитета в пользу подрядчика взыскано 1,5 млн.

рублей по договору, пеня за просрочку и судебные расходы. Но апелляционный и кассационные инстанции отметили, что услуги являются идентичными, срок для исполнения работ одинаков, их объем тождественен, аварийной ситуации не случилось.

Работы общество выполняло без контракта, причем было осведомлено, что обязательства у сторон отсутствуют. Недобросовестные исполнители не должны игнорировать правила контрактной системы для извлечения имущественной выгоды. Решение суда первой инстанции было отменено (постановление АС Северо-Кавказского округа № от 19 июля 2017 г.).

Штрафные санкции за дробление выпишут должностному лицу, принимавшему решение о способе проведения закупки.

К раздробившему контракт заказчику применят санкции, предусмотренные частью 1 или частью 2 ст. 7.29 . Должностное лицо будет оштрафовано на 30 либо 50 тысяч рублей.

Как правило, штрафные санкции налагают на руководящий состав заказчика как на лиц, принимавших решение о методе проведения закупки. Однако начальникам контрактной службы следует помнить, что выбор метода закупки относится к их полномочиям (подпункт 2 пункта 13 Регламента из приказа от 29 октября 2013 г.). Штрафы могут налагать за каждый раздробленный госконтракт.

К примеру, в одном из регионов прокуратура обнаружила: для снесения аварийных домов главой муниципалитета с одним и тем же поставщиком было заключено 6 раздробленных контрактов на сумму 654,0 тысячи рублей. Затем другую закупку он раздробил на 11 «достатысячников». Антимонопольная служба возбудила 12 административных дел, а на главу муниципалитета наложили штрафы на сумму 600 тысяч рублей.

Если же контролеры докажут, что в целях дробления было заключено антиконкурентное соглашение по Закону № 135 (ст.

16), то санкции другие. Так, на должностное лицо наложат штраф в сумме от 15 до 50 тысяч рублей либо дисквалифицируют на три года (статья 14.32 КоАП РФ).

Штрафы могут быть выписаны и поставщику. Как юридическое лицо, его накажут строже (решение АС Республики Марий Эл № от 25 октября 2017 г.).

Теги: , , 05 марта 2018 Количество просмотров: 10105 Рейтинг: 4,8/5 — 8 голосов Автор Email Даю свое согласие на обработку персональных данных Введите сумму 4 + 8 Поиск по сайту �

  1. 04 августа 2020, 21:35
  2. 08 июля 2020, 22:25
  3. 16 сентября 2020, 20:27
  4. 21 августа 2020, 12:54

Хотите быть в курсе?

Вам также может понравиться...