Автомобильное право

Закон о картах тахографов водителей

Закон о картах тахографов водителей

Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (с изменениями и дополнениями)


Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г.

N 36

«Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»

17 декабря 2013 г., 28 января 2016 г., 20 февраля, 26 июля 2017 г., 30 января 2018 г., 15 октября 2020 г. Правительства России от 26 октября 2020 г.

N 1742 настоящий документ отменён с 1 января 2021 г. Верховного Суда РФ от 20 июля 2015 г. N АКПИ15-585 настоящий приказ признан не противоречащим действующему законодательству Во исполнение Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г.

N 1213

«О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы»

(Собрание законодательства Российский Федерации, 2012, N 48, ст. 6714) приказываю: 1. Утвердить: Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства ( к настоящему приказу); Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами ( к настоящему приказу); Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства ( к настоящему приказу); Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства ( к настоящему приказу); Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства ( к настоящему приказу). 2. . См. текст 3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2013 г.

Министр М. Соколов Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 марта 2013 г.

Регистрационный N 27574 Установлены категории и виды транспортных средств (ТС), оснащаемых тахографами. Это ТС для перевозки пассажиров с более чем 8 местами для сидения помимо места водителя (категории М2 и М3), а также ТС для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн (категории N2 и N3). Исключения — ТС категорий М2, М3, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки.

Сюда же входят автомобили, допущенные к международным перевозкам и оснащаемые контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей ТС, производящих международные автомобильные перевозки.

Установлены требования к тахографам. Цель — обеспечить непрерывную, некорректируемую регистрацию этими устройствами информации о скорости и маршруте движения ТС, о режиме труда и отдыха водителей. Закреплены правила использования тахографов.

На ТС устанавливается, активизируется и используется один тахограф, данные о котором включены ФБУ «Росавтотранс» в перечень сведений о моделях этого оборудования. Утверждены правила обслуживания тахографов.

Они регулируют деятельность мастерских, сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс» в соответствующем перечне. Речь идет о следующих процедурах: активизация тахографа, блока СКЗИ, замена последнего, настройка (корректировка) установочных данных, техобслуживание, периодические проверки, ремонт тахографа, а также его замена в связи с поломкой или окончанием срока эксплуатации. Сюда же входит направление в ФБУ «Росавтотранс» информации о переданных и об утилизированных тахографах.

Установлены правила контроля работы тахографов.

За это отвечают мастерские и транспортные предприятия. Приказ вступает в силу с 1 апреля 2013 г.

Техсредства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, установленные до этой даты, можно использовать до дня очередной калибровки (проверки), но не далее 1 апреля 2015 г. Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г.

N 36

«Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 марта 2013 г. Регистрационный N 27574 Настоящий приказ с 1 апреля 2013 г. Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 13 марта 2013 г.

N 53 Верховного Суда РФ от 20 июля 2015 г. N АКПИ15-585 настоящий приказ признан не противоречащим действующему законодательству Правительства России от 26 октября 2020 г. N 1742 настоящий документ отменён с 1 января 2021 г. В настоящий документ внесены изменения следующими документами: Министерства транспорта РФ от 15 октября 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами: Министерства транспорта РФ от 15 октября 2020 г.

N 339 Изменения вступают в силу с 15 декабря 2020 г. Минтранса России от 30 января 2018 г. N 35 Изменения вступают в силу с 2 марта 2018 г.

Минтранса России от 26 июля 2017 г.

N 277 Изменения вступают в силу с 20 ноября 2017 г.

Минтранса России от 20 февраля 2017 г. N 55 Изменения по истечении 10 дней после дня названного приказа Минтранса России от 28 января 2016 г. N 16 Изменения по истечении 10 дней после дня названного приказа Минтранса России от 17 декабря 2013 г.

N 470 Изменения по истечении 10 дней после дня названного приказа

Новое про тахографы 2021.

Когда нужно вынимать карту из тахографа?

ИСТК не будет. QR-коды на распечатках

С начала 2021 года прекращает своё действие широко известный в узких кругах приказ МинТранса №36, в котором определялись требования к тахографам, категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, а также правила их использования, обслуживания и контроля. Вместо него выпущен с точно таким же названием, который должен действовать до конца 2026 года, то есть в течении 6-ти (!) лет. Содержание обоих документов в общем-то тоже практически полностью совпадает и, по большому счёту, вместе с изменением номера приказа мало что поменялось.

Но в этом-то и состоит важность данного события — в отсутствии серьёзных изменений!

Ведь ожидалось, что в ближайшие несколько лет будут наконец реализованы положительные возможности заложенные в тахографы, а именно — они могли бы помочь прекратить бардак на рынке грузоперевозок и в трудовых отношениях между водителями и работодателями.

И, чтобы насильно впаренные перевозчикам тахографы начали работать по своему основному назначению, то есть контролировать Режим Труда и Отдыха, необходимо было максимально исключить человеческий фактор, то есть контакты водителей и работодателей с представителями контролирующих органов. Для этого и планировалось внедрение дистанционной передачи информации с тахографов и автоматической обработки снимаемых с них данных. Нечто похожее уже происходит в Европе, где началось постепенное внедрение смарт-тахографов (см.

Регламент . В Европе, кстати, прекрасно понимают именно экономическую важность тахографов, и даже ставят её важнее безопасности дорожного движения. Вот краткие выдержки из Европейского Постановления — аналога наших 36-го и 15-го приказов: (1) [Постановление] .

направлено на гармонизацию условий конкуренции между видами внутреннего транспорта, особенно в отношении сектора автодорожного транспорта, и на улучшение рабочих условий и безопасности дорожного движения.

(17) Целью этого Постановления является улучшение социальных условий служащих, которых оно охватывает, а также общей безопасности дорожного движения.

. (36) . чтобы достигнуть оптимальной эффективности контроля и правоприменения некоторых социальных положений об автомобильном транспорте.

Так вот, ничего подобного ни в новом (а лучше сказать — в старом) 440-м Приказе МинТранса, ни в новом Российском РТО (), не содержится. А это значит, что и в следующие несколько лет всё останется по-старому: дорогущие тахографы будут по-прежнему бесполезно занимать место в кабинах, а все вопросы касающиеся соблюдения РТО будут решаться взятками. Так что, наёмные водители так и будут продолжать работать в два раза больше нормы за те же деньги, получая одну из самых низких по стране зарплат в переводе на часы, а бизнес грузоперевозок так и останется нерегулируемым, а значит — в большинстве случаев убыточным.

Кстати, в подтверждение данной, так сказать, застойной тенденции: в сентябре в Гос. Думе был отозван и снят с обсуждения закон об ИСТК — информационной системе тахографического контроля (о нём говорилось в одном из наших видео). А значит, тотального снятия данных с тахографов не будет, а будут лишь выборочные проверки машин на трассах и предприятий на местах.

А раз тотального электронного контроля не будет, продолжится тотальная аналоговая коррупция. Что ещё в этом документе осталось к сожалению неизменённым: это подпункт 3) в пункте 11 Приложения 3.

Читаем: 11. Водители транспортных средств обязаны: 3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством; Благодаря этому пункту выписано множество незаконных протоколов и выжато множество взяток.

Некоторые считают, что в рейсе водитель должен каждый раз перед ежедневным (междусменным) отдыхом доставать карту, и вставлять её в слот в начале новой смены. Так вот, это нелепое требование действительно существовало до 15 декабря 2020 года, и до этой даты этот пункт выглядел так: Водители транспортных средств обязаны: 3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении ежедневного периода работы (окончание смены, рабочего дня) после запроса тахографа о завершении соответствующего периода работы и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился ежедневный период работы; Теперь же ни о какой ежедневности речи нет, и вынимать карту надо лишь

«при завершении периода времени управления транспортным средством»

. Определения данного термина нет нигде.

Более того, не существует даже определения просто «управления транспортным средством» (на чём, кстати, основаны все гаишные разводы по поводу якобы управления в нетрезвом виде, если выпил банку пива в кабине на стоянке перед сном). Так что, в рейсе не нужно не только вынимать/вставлять карту, но и делать так называемое «закрытие/открытие смены», если тахограф СКЗИ, потому что он и так автоматически записывает ежедневное местоположение благодаря использованию GPS/ГЛОНАСС.

Однако, если тахограф ЕСТР, и при этом он не имеет модуля GPS, необходимо ежедневно вручную так сказать «закрывать/открывать смены» вводом страны (см. ЕСТР с добавлением 1B, Приложение «Контрольное устройство», Ст. 12, пункт 5бис). Если нужно более подробно разобрать данный вопрос, пишите в комментариях.

Так вот, в этом нашем новом можно было бы более чётко разъяснить этот момент, например, так:

«водитель не должен извлекать карту при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха, если не закончен рейс»

. Но — нет, надо обязательно оставлять повод для вымогательства.

Ну а теперь — к нескольким небольшим изменениям, которые всё ж таки присутствуют в данном документе, и которые для кого-то могут оказаться очень важными.

В качестве, так сказать, компенсации отсутствия движения вперёд, установлено «высокотехнологичное» требование о том, что выпускаемые после 1 января 2022 года тахографы должны выводить в конце распечаток QR-коды, содержащие номера тахографа и блока СКЗИ, а также собственно саму информацию распечатки.

В качестве, так сказать, компенсации отсутствия движения вперёд, установлено «высокотехнологичное» требование о том, что выпускаемые после 1 января 2022 года тахографы должны выводить в конце распечаток QR-коды, содержащие номера тахографа и блока СКЗИ, а также собственно саму информацию распечатки. Кому это нужно? Сейчас, если инспектор не хочет напрягать голову чтением распечатки, ему необходимо снять данные с тахографа или карты на электронный носитель, либо попросить водительскую карту, и затем на посту или в патрульной машине поискать нарушения с помощью специального программного обеспечения.

При этом факт проверки будет зафиксирован и картами, и тахографом, и контролёру придётся более тщательно фиксировать нарушения, так как информация о, так сказать, качестве его контроля останется на данных носителях и теоретически может быть проверена более высоко стоящими контролирующими органами. А вот с QR-кодом проверка может быть практически анонимной: навёл на QR-код смартфон (опять же, с программным обеспечением, но теперь уже не обязательно со служебным) и сразу увидел основные нарушения.

Ну а дальше — всё как обычно — предложение решить вопрос на месте. Далее. Из документа исключён следующий пункт:

«В распечатку тахографа водитель может вносить сведения, заверенные подписью.»

Многие считали этот пункт аналогом ЕСТРровского изъятия Статьи 9, которое даёт возможность водителю при крайней необходимости отступать от соблюдения норм РТО при условии рукописного пояснения на оборотной стороне диска или распечатки тахографа.

Однако у нас похожий пункт не давал водителю никаких прав. Так что его исключение ни на что не повлияет. А скорее, это даже хорошо, так как, в отличие от того же ЕСТР, у нас водитель не обязан в случае поломки тахографа фиксировать свои действия с помощью авторучки на оборотной стороне распечатки, что теперь и подтвердилось исключением возможности делать такие записи.

Хотя сами тахографы СКЗИ и их инструкции такую возможность предусматривают. Ну и наконец про Приложение №2 к данному , которое принесло столько недоумений и проблем, особенно физлицам, не занимающимся коммерческими перевозками. В нём определяются

«Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами»

.

Вроде бы, этому многострадальному списку уже не один год, было много возмущений и обсуждений, и что же? А вот что: теперь неразбериха стала ещё сильнее! Во-первых, из исключений, то есть из списка транспортных средств и их владельцев, которым НЕ нужно ставить тахографы, вдруг неожиданно напрочь исключили физлиц.

То есть, если у тебя, допустим, автомобиль-дом, или ты сельхозпроизводитель, или у тебя музейный автомобиль, то, чтобы тебе не ставить тахограф, нужно. регистрироваться предпринимателем!

Да-да, вот читаем: Сначала: 1. Оснащению тахографами подлежат: грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами; и затем примерно то же про юр.

лиц и предпринимателей. И далее: 2.

Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями: . И всё. И далее идёт перечисление транспортных средств.

Заметили? Про физических лиц ничего не сказано.

На 99% можно быть уверенным, что это просто очередная небрежность при написании закона, но ведь опять же — какая коррупционноёмкая!

Далее. Из списка исключений вычеркнуты «специальные»!

Но ведь это же официальный термин, содержащийся в ТехРегламенте Таможенного союза в Разделе II: «специальное транспортное средство» — транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.) Да, в списке 440-го Приказа и так есть эти четыре перечисленные вида. Но как быть с «и так далее»? Что теперь делать владельцам буровых установок (не нефтяных, а садоводческих), владельцам техпомощей (просто техпомощей, а не эвакуаторов), владельцам бочек-ассенизаторов (типа: у меня сорокапятичасовой отстой, а бочка пусть пару дней у вас под окнами постоит?) А как теперь быть, если, допустим, по факту автомобиль для содержания дорог, а в ПТС и СТС в строке «Тип ТС» напечатано специальный? В общем, путаница продолжается, и даже усиливается.

Единственное, что наконец-то прояснилось, это про сильно старые автомобили, и теперь так: не нужно ставить тахографы на: транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии — рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния; Ну и последнее: в исключения добавлены пчеловозы. Молодцы пчеловоды, добились своего! Не иначе, как у них свой лоббист в МинТрансе.

А, ещё библиотеки и автосцены. И, скорее всего, это не прикол, а .

скрытая возможность не ставить тахографы. А что: опустил борта своего старенького ГАЗона или ЗИЛа, поставил пару колонок и смартфон с усилителем — вот тебе и автосцена. Или нужно иметь удостоверение об окончании театрального училища?

Вот такие тахографические новости.

Ну а новый российский РТО разберём подробно после Нового года.

Физические лица: обязанность оснащения тахографами ТС и что будет если…

В декабре 2020 года вступил в силу закон об обязанности физических лиц, эксплуатирующих грузовой транспорт от 3,5 тонн и автобусы, оснащать свое ТС тахографами и введено поэтапное оснащение в зависимости от категории ТС и его экологического класса.

И зачастую люди путаются и задают много вопросов. Решили собрать самые популярные вопросы и ответить на них разом.

Погнали! Если ТС принадлежит физическому лицу, нужен тахограф? Положения Федерального Закона №196 «О безопасности дорожного движения», вступившие в силу 1 ноября 2020 года, обязывают физические лица, эксплуатирующие грузовики с разрешенной максимальной массой от 3,5 тонн и автобусы, оснащать транспортные средства тахографами. Самый распространенный вопрос от физического лица: Нужен ли тахограф на .?

(подставляем вместо точек свое транспортное средство) Для того, чтобы добраться до ответа на данный вопрос, необходимо ответить на несколько дополнительных вопросов:

  • Экологический класс автомобиля, если эксплуатант частное лицо. Вид деятельности, если эксплуатант юридическое лицо.
  • Какой у вас автомобиль?
  • Кто эксплуатирует автомобиль?

Отвечаем на 1 вопрос: Какой тип у вашего транспортного средства?

Типы ТС определены в Техническом регламенте таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» Определить можно : Категория технического регламента -Расшифровка -Необходимо ли оснащать L1-L2 — Мопеды, мотовелосипеды, мотики — Нет L3-L5 — Мотоциклы, мотороллеры, трициклы — Нет L6-L7 — Квадрициклы — Нет M1 — Пассажирские автомобили (легковые) — Нет M2-M3 — Пассажирские автомобили (Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства) — Да N1 — Грузовые автомобили до 3,5 т — Нет N2-N3 — Грузовые автомобили от 3,5 т — Да O1-O4 — Прицепы — Нет Согласно законодательству, тахограф нужно устанавливать на транспорт категорий N2, N3, M2 и M3.

Типы ТС определены в Техническом регламенте таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» Определить можно : Категория технического регламента -Расшифровка -Необходимо ли оснащать L1-L2 — Мопеды, мотовелосипеды, мотики — Нет L3-L5 — Мотоциклы, мотороллеры, трициклы — Нет L6-L7 — Квадрициклы — Нет M1 — Пассажирские автомобили (легковые) — Нет M2-M3 — Пассажирские автомобили (Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства) — Да N1 — Грузовые автомобили до 3,5 т — Нет N2-N3 — Грузовые автомобили от 3,5 т — Да O1-O4 — Прицепы — Нет Согласно законодательству, тахограф нужно устанавливать на транспорт категорий N2, N3, M2 и M3. Такое требование установлено в 36 приказе Минтранса.

В этом же приказе указан список исключений.

После того, как вы определили, что тип ТС предполагает наличие тахографа, нужно проверить, не исключен ли он? Возможно именно на ваш автомобиль не нужно устанавливать тахограф. Список исключений Отвечаем на второй вопрос: Кто эксплуатирует автомобиль?

Физическое лицо (частное лицо) Если вы физическое лицо и эксплуатируете автомобиль категорий N2, N3, M2 и M3, которые нужно оснастить, нужно еще определить экологический класс транспорта.

От этого зависит срок, в который нужно оснастить.

Экологический класс автомобиля можно определить по маркировке автомобиля или по документам (ПТС,СТС) Посмотреть сроки в таблице Ниже пример и ответ на вопрос: нужен ли тахограф на «Бычок»? Отвечаем по порядку на ряд вопросов:

  • К какому типу относится «Бычок»? Бытовое название «Бычок» получили малотоннажные грузовики ЗИЛ 5301.Смотрим в документах разрешенную максимальную массу. У ЗИЛ 5301 – это 6 950, значит автомобиль типа N2. Согласно законодательству, тахограф нужно устанавливать на транспорт категорий N2, N3, M2 и M3. Такое требование установлено в 36 приказе Минтранса. В этом же приказе указан список исключений. После того, как вы определили, что тип ТС предполагает наличие тахографа, нужно проверить, не исключен ли он? Возможно именно на ваш автомобиль не нужно устанавливать тахограф. Список исключений в приложении №2
  • Кто эксплуатирует «Бычок»? Допустим, физическое лицо.
  • Какой экологический класс автомобиля? Смотрим СТП или ПТС. Если экологический класс не установлен, то оснастить тахографом «Бычок» нужно до 1 декабря 2020 года. Если ЭК от 0.3, то тахограф нужно установить не позже 1 марта 2021 года. Если ЭК 4 и выше, то до 1 июня 2021 года. Скачать таблицу: Этапы оснащения.

И еще один пример: нужен ли тахограф на личный микроавтобус?

Отвечаем на ряд вопросов, чтобы получить ответ:

  • Какой экологический класс автомобиля? Смотрим СТП или ПТС. Если экологический класс не установлен, то оснастить тахографом микроавтобус нужно до 1 декабря 2020 года. Если ЭК от 0.3, то тахограф нужно установить не позже 1 марта 2021 года. Если ЭК 4 и выше, то до 1 июня 2021 года. Скачать таблицу: этапы оснащения.
  • Кто эксплуатирует личный микроавтобус? Допустим, физическое лицо.
  • К какому типу относится личный микроавтобус? Микроавтобус – это пассажирское транспортное средство, до 5 тонн. Смотрим в документах разрешенную максимальную массу. У ЗИЛ 5301 – это 6 950, значит автомобиль типа N2.

Нужно ли устанавливать или нет, мы определились, а теперь давайте перейдем к следующему вопросу: какой штраф за отсутствие тахографа?

С 1 ноября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2019 N 216-ФЗ

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

.

По данному закону размер штрафа за отсутствие тахографа составляет от 3 000 — до 5 000 рублей, что в 2 раза больше, чем было до 1 ноября 2020 года. А если еще и не соблюдаете нормы времени управления ТС, то тоже выпишут штраф. Если хотите проверить информацию, то можно это сделать на сайте КонсультантПлюс.

Новый приказ Минтранса №440 (изменения в приказе №36).

Новый 2021 год богат на изменения в области тахографии. Так, наиболее важным является Приказ Минтранса от 28 октября 2020 года №440, который стал действовать вместо приказа №36 “Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства” с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года. Также ряд законов поменяли нумерацию.

Но обо всем подробнее. Итак, Рассмотрим последние изменения, которые были внесены в постановление Минтранса №440.

Требования к тахографам. Требования к тахографам, которые устанавливаются на транспортные средства, разрабатываются для обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управления которыми входит в их трудовые обязанности. В приказе Минтранса №440 вводятся следующие изменения, касающиеся карт тахографа:

  • Карта предприятия “обеспечивает аутентификацию и идентификацию владельцев транспортных средств с использованием шифровальных (криптографических) средств”, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей”, обязательно должен быть указан адрес места жительства (места пребывания) владельца транспортного средства.
  • Карта контролера “обеспечивает аутентификацию и идентификацию контрольных органов с использованием шифровальных (криптографических) средств”, обязательно должен быть указан адрес места нахождения контрольного органа.
  • В карте водителя теперь в обязательном порядке указывается адрес места жительства (места пребывания) водителя.
  • Карта мастерской “обеспечивает аутентификацию и идентификацию мастерской с использованием шифровальных (криптографических) средств”, обязательно должен быть указан адрес места нахождения мастерской.

Согласно новым изменениям срок действия квалифицированных ключей электронной подписи и квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа теперь составляет не менее 3 лет (ранее срок действия ключей должен был не превышать 3 лет).

Изменения коснулись и срока действия карт. В новом варианте приказа срок действия квалифицированного сертификата карты начинается с дата начала действия квалифицированного сертификата карты до 24 часов 00 минут 00 секунд даты окончания действия квалифицированного сертификата карты. В карте также произошла замена следующих терминов:

  1. периодическая инспекция заменена на термин “настройка”.
  2. организация, выдавшая карту, теперь на картах указывается как организация-изготовить карты
  3. термин “код выдавшей карту организации” заменяется на идентификатор организации-изготовителя.

Что касается самих тахографов, то теперь в распечатке обязательно должен быть указан QR-код, содержащий следующие данные: текущее время и дату, координаты местоположения транспортного средства, заводской номер блока СКЗИ тахографа, серийный номер тахографа.

Однако требования, касающиеся наличия в распечатке QR-кода и серийного номера тахографа, применимы для тахографов, которые будут изготовлены после января 2022 года. Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства. Изменения коснулись и правил настройки тахографа, которая теперь проводится раз в 3 года или после замены блока СКЗИ тахографа, нарушения пломбировки тахографа, ремонт тахографа или его модернизация, изменения идентификационного или государственного регистрационного номера транспортного средства, изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства.

Изменения коснулись и правил настройки тахографа, которая теперь проводится раз в 3 года или после замены блока СКЗИ тахографа, нарушения пломбировки тахографа, ремонт тахографа или его модернизация, изменения идентификационного или государственного регистрационного номера транспортного средства, изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства. Кстати, в случае замены блока СКЗИ тахографа внеочередной проверки не требуется, если:

  1. замена произведена согласно требованиям технической документации организации-изготовителя модели тахографа и модели блока СКЗИ.
  2. сведения о результате проверки блока СКЗИ тахографа внесены во ФГИС АРШИН.
  3. проводимые при замене блока СКЗИ тахографа работы и (или) проводимая после замены блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа.

Если у блока СКЗИ тахографа вышел срок эксплуатации, то мастерские должны:

  1. передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.
  2. демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа;

В новой редакции приказа прописаны и правила вывода из эксплуатации тахографа или блока СКЗИ тахографа. В этом случае мастерские обязаны:

  1. выгрузить из тахографа данные на внешние носители и передать их владельцу транспортного средства;
  2. демонтировать из тахографа блок СКЗИ и передать его на хранение владельцу транспортного средства;
  3. направить информацию в ФБУ “Росавтотранс” для учета сведений о выводе тахографа и блока СКЗИ из эксплуатации в соответствующих перечнях.

Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства.

Здесь также внесены изменения. Так, согласно приказу №440 вводятся дополнительные полномочия для ФБУ “Росавтотранс”:

  1. Информация о моделях тахографов, блоков СКЗИ, карт тахографов, мастерских должна быть размещена на официальном сайте ФБУ “Росавтотранс” с указанием статусов записей (“действующая” или “архивная”) и даты их изменения.
  2. В случае передачи, утилизации или активации организациями-изготовителями тахографа, блока СКАЗИ тахографа, карты тахографа, информация об этом должна предоставляться владельцу транспортного средства на основании заявления.

Какие виды транспортных средств подлежат обязательному оснащению тахографами.

Напомним, что нужно устанавливать тахографы на следующие категории транспортных средств:

  1. Транспортные средства категории N2, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
  2. Транспортные средства категории М2 и М3, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
  3. Грузовые автомобили, эксплуатируемые физическими лицами, разрешённая максимальная масса которых превышает 3500 килограммов (N1)
  4. Транспортные средства категории М2 и М3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров.

Обращаем внимание, что в новой редакции приказа добавляется перечень транспортных средств, которые не подлежат оснащению тахографами. В список вошли:

  1. передвижные библиотеки;
  2. специально оборудованные машины для перевозки пчёл;
  3. специально оборудованные для перевозки живых животных;
  4. транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и груза в пределах границы территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.
  5. передвижные автосцены;
  6. транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;

При этом в новой версии формулировка приказа №36 “Исключения для оснащения…” изменилась на “Не подлежит обязательному оснащению….”. Новые термины Согласно приказу №440 вводятся следующие термины, которые отсутствовали в приказе №36: Контрольные органы — Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или федеральная служба по надзору в сфере транспорта, в том числе из территориальные органы.

Мастерская — сервисный центр. Владельцы транспортных средств — юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, а также физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, максимально разрешенная масса которых превышает 3,5 тонны, и автобусы.

Новые нумерации законов в области тахографии.

до конца 2020г. с января 2021г. ПМ РФ от 13.02.2013 №36 “ Об утверждении требований…” ПМ РФ от 28.10.2020 №440 “ Об утверждении требований…” ПМ РФ от 21.08.2013 №273 “ Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами…” ПМ РФ от 26.10.2020 №438 “ Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами…” ПМ РФ от 20.08.2004 №15 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени….” ПМ РФ от 16.10.2020 №424 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени….” ПМ РФ от 30.03.2019 №382 “О категории оснащаемых тахографами транспортных средств…” ПМ РФ от 03.12.2019 №1998 “О категории оснащаемых тахографами транспортных средств…” Таким образом, новая версия приказа №36 структурирует и делает более прозрачным требования к тахографам, правила использования и обслуживания тахографов; усиливается контроль за тахографами со стороны ФБУ “Росавтотранс”.

Большая часть законов действует до 2027 года. Поэтому в данной реальности нам жить еще 5 лет.

«Тахографический» день: что и как изменится с 1 ноября?

23 октября 2020 г.19:43

Пресс-служба отдела ГИБДД МВД России по Пятигорску Итак, с 1-го ноября 2020-го года вступает в силу сразу несколько законодательных актов, постановлений и пр., которые должны существенно изменить действующий сейчас порядок тахографического контроля.

Мы постарались собрать в одном тексте все, что связано с этим днем. Здесь стоит уточнить, что из нормативно-правовых актов есть те, которые уже приняты, подписаны и точно (ну, с большой долей вероятности) вступят в силу, а есть те, наличие которых предполагается, но которые профильными ведомствами почему-то еще не подготовлены. К чему точно нужно быть готовыми, так это к тому, что: 1.

с 1-го ноября физические лица, эксплуатирующие грузовые автомобили массой от 3,5 тонн, тоже должны будут в обязательном порядке оснащать свой транспорт тахографами (федеральный №386 от 30.10.2018 г.); 2. с 1-го ноября за отсутствие тахографа и за несоблюдение временных норм управления автомобилем наказывать будут не только водителей, но и их работодателей — юридические лица и индивидуальных предпринимателей (федеральный №216 от 26.07.2019 г.); 3.

с 1-го ноября наличие тахографа и его работоспособность будут проверять во время техосмотра ( Правительства РФ №1276 от 30.09.2019 г.).

Вместе с тем тот факт, что физические лица должны будут устанавливать тахографы, означает также, что они должны будут следовать и т.н.

«режиму труда и отдыха» (иначе зачем тогда вообще нужен тахограф?). Министерство транспорта еще в феврале соответствующие поправки в Правила дорожного движения, однако они до сих пор так и не приняты. А без них основания штрафовать физических лиц за отсутствие отдыха не будет. Режим труда и отдыха для водителей действует и сейчас.

Режим труда и отдыха для водителей действует и сейчас. Он регулируется Министерства транспорта №15 от 20.08.2004 г.

Однако применяется только для водителей,

«работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям»

. То есть: для водителей, работающих на юридические лица или ИП.

Водители, никакими трудовыми договорами не связанные и перевозящие грузы на своем транспорте, придерживаться четкого графика управления автомобилем, по сути, не обязаны. Если ПДД так и не будут изменены, эта обязанность у них не появится и после 1-го ноября.

Да, они должны будут установить тахограф. Тахограф будет записывать, сколько часов водитель ехал и сколько минут отдыхал.

Однако штрафовать на основе этой информации не смогут. Во-первых, потому, что вообще не будет понятно, что именно считается нарушением: временные нормы для водителей, не работающих на юридических лиц и ИП, пока нигде не прописаны. А во-вторых, потому, что раз нет понимания, что есть нарушение, не может быть и штрафа за него.

Прописать эти нормы, повторимся, как раз таки и должны в Правилах дорожного движения. В ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения» с 1-го ноября 2020-го года появится пункт, гласящий: «Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3 500 кг, … обязаны соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения РФ». Министерство транспорта в феврале уже представило Правил дорожного движения, содержащих нормы управления транспортным средством.

Предполагается, что они (эти нормы) будут касаться всех водителей грузовых автомобилей массой от 3,5 тонн и автобусов вне зависимости даже от того, осуществляют они перевозки для личных или коммерческих нужд.

Так, беспрерывно управлять автомобилем можно будет максимум в течение 4,5 часов. После необходимо будет обязательно устроить 45-минутный отдых, который, правда, разрешат разделить на две части — на 15 и 30 минут. В течение одних суток непосредственно находиться за рулем можно будет не дольше 9 часов (два раза за неделю это время будет позволено увеличить до 10 часов).

Ежедневный отдых при этом должен быть не меньше 11 часов (три раза за неделю можно сократить до 9 часов). Допустимое время вождения в течение недели — 56 часов (еженедельный отдых — 45 часов).

Предельное время управления автомобилем в течение двух недель — 90 часов. Сейчас Постановление, содержащие все эти нормы, по словам председателя ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадия Мирошина, уже находится на рассмотрении Правительства. Подписать документ Дмитрий Медведев должен до 1-го ноября с тем, чтобы аккурат с 1-го ноября он вступил в силу.

Почему Постановление до сих пор не принято (хотя, по-хорошему, произойти это должно было, как говорится, «еще вчера»)?

Может, потому, что у Министерства экономического развития были к документу. В ведомстве, в частности, отмечали, что Правила дорожного движения, в принципе, не могут регулировать длительность управления автомобилем. Плюс, подчеркивали, что нынешний уровень развития придорожного сервиса в России таков, что даже добросовестный водитель, намеренный строго придерживаться режима труда и отдыха, из-за отсутствия стоянок и пр.

не всегда может это делать. Да.

С 1-го ноября 2020-го года тахографами должны быть оснащены и грузовые автомобили массой от 3,5 тонн, принадлежащие физическим лицам. То есть, по сути, с этого времени тахограф станет обязательным для всех зарегистрированных в России грузовиков тяжелее 3,5 тонн, за исключением тех, которые осуществляют международные перевозки: в них может быть установлено «контрольное устройство» по соглашению ЕСТР. Обязательна, но только для определенной категории лиц — для юридических лиц и ИП.

закона «О безопасности дорожного движения» говорит о том, что оснащать свои транспортные средства тахографами должны только юридические лица и ИП. К физическим лицам, имеющим в собственности грузовые автомобили, такие требования пока не предъявляются.

То же самое повторяет и Министерства транспорта №273 от 21.08.2013, который диктует, какие именно автомобили и к какому сроку необходимо перевести на тахографы с блоком СКЗИ.

Во втором пункте Приказа четко очерчивается, что требование об установке тахографов распространяется на

«юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании»

.

То есть: грузовики, зарегистрированные на юридических лиц и ИП, должны быть оснащены тахографами. Грузовики, взятые юридическими лицами и ИП в аренду и пр.

у физических лиц, — тоже. А вот грузовик, зарегистрированный на физическое лицо, если такое лицо, перевозя грузы на своем автомобиле, не связано при этом трудовыми отношениями с транспортной компанией/перевозчиком-ИП, от обязанности иметь тахограф пока освобожден (вот на соответствующее Постановление Верховного Суда РФ). И это логично: поскольку такой водитель не связан трудовыми отношениями, у него не возникает обязанность соблюдать режим труда и отдыха, а следовательно, и отпадает необходимость устанавливать тахограф, который как раз таки для регистрации режима труда и отдыха и предназначен.

Однако на фоне того, что больше половины грузовиков в России сейчас на физических лиц, это — та самая лазейка, которую в Правительстве и собираются прикрыть.

Хотя, конечно, официальная цель нововведений звучит как «повышение уровня безопасности дорожного движения».

Да, физические лица тоже должны будут устанавливать не просто тахограф, а тахограф СКЗИ. Закон, который вступит в силу с 1-го ноября 2020-го года, четко указывает, что в случае с транспортом физических лиц к тахографам предъявляются такие же требования, как и к тахографам в автомобилях юридических лиц и ИП.

А для последних действуют Приказы Министерства транспорта №273 от 21.08.2013 г. и от 13.02.2013 г., которые регламентируют именно установку тахографов СКЗИ. Такая вероятность на самом деле есть.

Тем более что Министерство транспорта до сих не приняло изменения в выше указанные Приказы, а без них порядок по-прежнему будет касаться только юридических лиц и ИП. Иными словами, получится абсурд, когда закон будет говорить, что физическим собственникам грузовиков тахограф следует устанавливать в соответствии с такими-то требованиями, в то время как эти требования будут указывать, что порядок оснащения устройства применяется исключительно к юридическим лицам и ИП.

Впрочем, поправки в Приказы №273 и №36, которые должны вступить с 1-го ноября, к этому времени еще могут успеть принять. Проект изменений Министерство транспорта ранее уже . Вот только у Министерства экономического развития к нему тоже были претензии.

В отзыве на проект ведомство, кстати, на необходимость ввести для физических лиц переходный период:

  1. для владельцев грузовиков от 12 тонн — до 1-го июня 2020-го года;
  2. для владельцев грузовиков массой от 3,5 до 12 тонн — до 1-го июня 2021-го года.

То есть: вполне может быть так, что сам закон с 1-го ноября вступит в силу, но в Приказе №273 пропишут переходные периоды. А они действительно нужны. Хотя бы потому, что сейчас физическое лицо не может получить карту предприятия для тахографа СКЗИ (ему выдадут только карту водителя).

Плюс, Приказ №36 предписывает, что именно транспортные предприятия (юридические лица и ИП)

«осуществляют работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту»

тахографов и обеспечивают хранение блока СКЗИ. И блок СКЗИ активируется (по — инструкция) именно на компанию, которая непосредственно осуществляет коммерческую деятельность.

В общем, без переходного периода физические лица заранее не могут подготовиться к 1-му ноября (активировать, установить и пр.

тахограф), а это значит, что с 1-го ноября в мастерские будут очереди, а у контролирующих органов — неограниченные возможности для штрафов. Да, для водителя (= физического лица) штрафы увеличатся с 1-3 тыс. до 3-5 тыс. рублей. Для должностного лица поднимется только нижняя граница: если теперь его могут наказать на сумму от 5 тыс.

до 10 тыс. рублей, то с 1-го ноября — на сумму от 7 тыс. до 10 тыс. рублей. Однако дело не только в увеличенных штрафах, но и в том, что они с юридических лиц и ИП, в то время как на данный момент таковые от ответственности за отсутствие тахографа и пр. освобождены. С 1-го ноября индивидуального предпринимателя по ст.

11.23 КоАП смогут оштрафовать на 15-25 тыс. рублей, юридическое лицо — на 20-50 тыс.

рублей. Из-за того что в новой редакции ст.

11.23 КоАП исчезнет буквальная формулировка

«управление транспортным средством … с несоответствующим установленным требованиям тахографом»

, у некоторых представителей отрасли возникло предположение, будто штрафовать будут просто за отсутствие тахографа, а не тахографа с блоком СКЗИ.

Однако на самом деле в новой версии статьи будет положение, которое звучит следующим образом:

«Управление транспортным средством … с нарушением установленных нормативными правовыми актами РФ требований к использованию тахографа»

.

А к этим нормативно-правовым актам как раз таки относятся уже не раз упомянутые Приказы №273 и №36, посвященные аккурат тахографам СКЗИ. Исключение составят разве что грузовые автомобили, работающие в международном сообщении: в них стоят контрольные устройства по ЕСТР.

За то, за что штрафуют и сейчас, — за несоблюдение режима труда и отдыха. Но (что крайне важно!) на данный момент за такое нарушение наказывают только водителя, причем водителя, работающего на юридическое лицо или ИП. С 1-го ноября взыскание ждет и тех, кто перевозит грузы для себя, а также должностных лиц, юридических лиц и ИП:

  1. должностных лиц — на 7-10 тыс. рублей;
  2. юридических лиц — на 20-50 тыс. рублей.
  3. индивидуальных предпринимателей — на 15-25 тыс. рублей;

Для водителя при этом штрафные границы сузятся: с нынешних 1-3 тыс.

рублей до 1,5-2 тыс. рублей. Что еще следует отметить, что штрафовать на самом деле будут не только за нарушение установленного режима труда и отдыха, но и за несоблюдение установленных норм времени управления транспортным средством и отдыха. Что это значит? То, что водители, работающие на юридические лица или ИП, должны будут, как и прежде, придерживаться действующего режима труда и отдыха, а водители, осуществляющие перевозки, скажем так, для себя, — Правил дорожного движения, куда эти временные нормы, правда, еще не внесли (читаем выше). С 1-го ноября 2020-го года наличие тахографа, его исправность, работоспособность и пр.

при проведении технического осмотра транспортного средства. То есть: при отсутствии тахографа, при наличии тахографа, не соответствующего требованиям, при неисправном тахографе и т.п.

владелец автомобиля диагностическую карту не получит. Напомним, что с 27-го июля 2020-го года ему в таком случае еще и штраф за непрохождение техосмотра — 2 тыс.

рублей. Тахограф будут проверять во всех автомобилях, где он должен быть по закону.

А это значит, что в равной степени его будут требовать как с собственников, относящихся к юридическим лицам и ИП, так и с тех, кто является просто физическим лицом. Нет, проверять тахограф будут у всех, кто должен его установить.

Неважно: ездит автомобиль исключительно по территории России или в международном сообщении.

Единственное: в последнем случае речь идет о контрольном устройстве ЕСТР.

Заметим: когда стало известно о том, что принято Постановление, обязывающее проверять тахограф при техосмотре, некоторые СМИ указали, будто новый порядок коснется только международных перевозчиков. Однако это не так. В документе четко оговаривается, что он действует

«в случае, если транспортное средство подлежит оснащению тахографом в соответствии с требованием законодательства РФ или контрольным устройством в соответствии с требованиями … ЕСТР»

.

Вам также может понравиться...